Бернард Вербер

 



Бернард Вербер
Революция Муравьев

(en: "The Revolution of the Ants", fr: "La Revolution Des Fourmis"), 1996

 

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 |

 


65-я страница> поставить закладку

 

– Они деактивированы. Вот так, непокорный народ, тебя свели к простейшему виду – магнитная пластиковая дискета в твердом чехольчике.

Все посмотрели на дискету так, как будто это была ядовитая змея.

– Ну и что теперь делать с этим миром, уничтожим его? – спросила Зое.

– Нет! Только не это! – закричала Франсина, постепенно пришедшая в себя после шока. – Даже если они и настроены против нас, надо продолжать эксперимент.

Она попросила у Артура другой компьютер. Сгодится и старый. Она тщательно проверила его и убедилась в том, что у него нет модема и он не подключен ни к какому другому компьютеру. Она записала «Infra-World» на его жесткий диск и включила.

Вскоре «Infra-World» зажил прежней жизнью, и его миллиардное население даже не заметило того, что какой-то период времени провело на простой дискете. Прежде чем жители успели возобновить нападения, Франсина погасила экран, убрала клавиатуру и даже мышь. Теперь «Infra-World» существовал в замкнутой системе и не мог контактировать ни со своими богами, ни с кем бы то ни было еще.

– Они хотели свободы, они ее получили, мало не покажется. Они так независимы теперь, что можно сказать, предоставлены сами себе, – объявила Франсина, трогая ссадины.

– Зачем ты их оставила в живых? – спросила Жюли.

– Однажды интересно будет посмотреть, до чего там дойдет дело...

После стольких волнений друзья отправились по своим «ложам». Жюли закуталась в новые простыни.

Опять одна.

Она была уверена в том, что Жи-вунг придет к ней. Надо было продолжить с того момента, на котором они остановились. Только бы кореец пришел. Теперь, когда все происходило так быстро и столько опасностей подстерегало повсюду, она хотела познать любовь.

Тихий стук в дверь. Жюли вскочила, открыла. Это был Жи-вунг.

– Я так боялся, что больше не увижу тебя, – сказал он, заключая ее в объятия.

Она оставалась неподвижной и молчаливой.

– Так было тогда волшебно...

Он обнял ее еще крепче. Жюли отстранилась.

– Что с тобой? – растерянно спросил юноша. – Я думал, что...

Словно помимо своей воли, Жюли произнесла:

– Волшебство возникает только раз, а потом... Юноша хотел прижаться горячими губами к ее плечу, она отпрянула:

– Столько всего произошло с тех пор, как... волшебство рассеялось.

Жи-вунг совершенно не понимал поведения Жюли. Она сама себя не понимала.

– Но ты же сама тогда пришла... – начал он. Потом ласково спросил: – Ты думаешь, волшебство вернется?

– Не знаю. Сейчас я хочу побыть одна. Оставь меня, прошу тебя.

Она чмокнула его в щеку, оттолкнула и тихо закрыла дверь.

Снова легла, пытаясь разобраться в самой себе. Почему она отвергла его, в то время как так сильно его желала?

Жюли ждала, когда кореец вернется. Было необходимо, чтобы он вернулся. Только бы он вернулся. Она бросится к двери, как только он постучит. Она больше не будет ставить условий. Она уступит ему, покорная, как воск, прежде чем он успеет произнести хотя бы одно слово.

В дверь постучали. Она вскочила. Это был не Жи-вунг, это был Давид.

– Ты что это здесь делаешь?

Не отвечая, как будто не услышав вопроса, Давид сел на край кровати и зажег ночник. В руках его была маленькая коробочка.

– Я пошел пройтись по лабораториям, смотрел по сторонам и нашел вот что.

Он поставил коробочку на столик. Жюли нервничала при мысли о том, что Давид сидит в ее «ложе», когда в любой момент может вернуться Жи-вунг, но любопытство пересилило.

– Что это?

– Ты хотела смастерить машину «Пьер де Розетт», позволяющую разговаривать с муравьями, они ее сделали. Леопольд хотел построить дом в холме, они его построили. Поль хотел выращивать грибы, чтобы иметь возможность жить автономно, они их вырастили в изобилии. Они изобрели компьютер с демократической архитектурой, одна мысль о котором приводила Франсину в неистовство... А проект Зое помнишь?

– Искусственные усики для абсолютного контакта между людьми!

Жюли навострила уши.

В футляре лежали две маленькие розовые антенны, заканчивающиеся насадкой для носа. Им и это удалось?

– Ты говорил об этом с Артуром? – спросила она.

– В пирамиде все спят. Я не хотел никого тревожить. Я нашел две пары насадок и взял их, вот и все.

Они смотрели на странные предметы, как на запретные сладости. В какой-то миг Жюли хотела сказать: «Подождем до завтра и спросим Артура», но все в ней кричало: «Давай попробуй!»

– Ты помнишь? Эдмонд Уэллс говорит, что во время АК муравьи не только обмениваются информацией, они подключают один мозг непосредственно к другому. Через усики гормоны передаются от одного мозга к другому так, что они составляют единое целое, и тогда происходит полное, абсолютное, совершенное взаимопонимание.

Их взгляды встретились.

– Попробуем разок?

199. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

СОПЕРЕЖИВАНИЕ: эмпатия – способность чувствовать то, что чувствуют другие, способность понимать и разделять чужие радость и горе. (Слово «патос» по-гречески означает «страдание».) Даже растения испытывают сострадание. Если приложить электроды гальванометра – машины для измерения электрического сопротивления – к коре дерева и, прислонившись к стволу, порезать себе ножом палец, показатели сопротивления изменятся. Дерево замечает разрушение клеток при нанесении человеку раны. Это значит, что, если в лесу убивают человека, все деревья чувствуют это и сострадают. Но мнению американского писателя Филиппа К. Дика, автора книги «Бегущий по лезвию», если робот способен замечать человеческие страдания и сопереживать им, он достоин того, чтобы его назвали человеком. И наоборот, если представитель рода людского не способен сочувствовать боли других, назвать человеком его уже нельзя. Можно даже ввести новую статью в Уголовный кодекс – лишение звания человека. Ее будут применять против истязателей, убийц и террористов, против тех, кто причиняет боль остальным, а сам ее не чувствует.

Эдмонд Уэллс.

«Энциклопедия относительного и абсолютного знания», том III.

200. ТЯЖЕСТЬ НОГ

Максимильен решил, что напал наконец на серьезный след. Отпечатки ног были отчетливыми. Юноша и девушка прошли здесь. О возрасте говорили следы, глубже отпечатавшиеся пальцами стопы, чем пятками: так, перенося тяжесть тела вперед, ходят молодые. Пол комиссар определил по нескольким волоскам. Люди всюду теряют их, сами того не замечая. Волоски, длинные и черные, несомненно, принадлежали Жюли. Круглый отпечаток, конечно же, оставила палка Давида. Полицейские были убеждены, что нашли беглецов.

Следы вели к ежевичным кустам, над которыми нависал холм.

Максимильен узнал это место. Здесь он сражался с осами. Но куда пропала пирамида?

Он посмотрел на палец из песчаника, который, указывая на холм, казалось, отвечал на его вопрос. Мир полон знаков, помогающих нам всякий раз, когда у нас возникают проблемы. Но мозг Максимильена еще не был готов принять подсказку.

Максимильен пытался понять, каким образом исчезла пирамида. Он достал записную книжку и сверился с наброском, который сделал в самый первый раз.

К нему подбежали остальные полицейские.

– Комиссар, теперь-то что делать?

201. ОСОЗНАНИЕ НАСТОЯЩЕГО

– Вперед!

Давид держал две пары носовых насадок. Они были похожи на розовые маленькие, соединенные перемычкой рожки с двумя тонкими стебельками около пятнадцати сантиметров длиной. Части, служащие непосредственно антеннами, состояли из одиннадцати сегментов, испещренных микропорами и снабженных бороздками для смыкания с другой парой антенн.

Давид схватил «Энциклопедию» и стал искать место, посвященное АК. Он прочел:

– «Если вставить насадки в ноздри, наше обоняние становится чувствительнее в десять раз. Слизистая носовой полости испещрена маленькими венами, через которые наши впечатления передаются крови. Коммуникация идет непосредственно нос в нос. За носовой полостью расположены нейродатчики, передающие химическую информацию прямо в мозг».

Жюли все еще недоверчиво осматривала насадки.

– Все через обоняние?

– Конечно. Обоняние – наше главное чувство, первоначальное, животное. Оно очень развито у новорожденных, которые различают запах молока своей матери.

Давид взял насадку.

– На схеме в «Энциклопедии» видно, что она состоит из электронной системы и насоса, который всасывает и испускает наши пахучие молекулы.

Юноша нажал на кнопку с надписью «ON», ввел насадки в ноздри и жестом пригласил Жюли последовать его примеру.

Сначала чувствовать в носу пластик было неприятно, к тому же насадка сильно давила на внутренние стенки носа. Потом они привыкли к ним, закрыли глаза и стали дышать.

Жюли сразу же почувствовала запах, свой и Давида. К своему большому удивлению, она поняла передаваемую им информацию: страх, желание и волнение.

Ощущение было одновременно чудесным и беспокоящим.

Давид жестом велел Жюли дышать глубже, чтобы запахи поднимались к самому мозгу. Когда они научились это делать, он попросил девушку придвинуться.

– Готова?

– Странно, мне кажется, что ты проникнешь в меня, – пробормотала Жюли.

– Мы сейчас попробуем то, о чем люди всегда мечтали: полное и откровенное общение, – успокоил ее Давид.

Жюли отпрянула.

– Так ты узнаешь мои самые сокровенные мысли?

– Ну и что? Ты что-то скрываешь?

– Как все. Голова, в конце концов, мое последнее убежище.

Давид мягко положил руку ей на затылок и попросил закрыть глаза. Приблизил антенны своей насадки к ее. Антенны секунду искали друг друга, потом встретились и пощекотались, прежде чем соединиться. Жюли нервно хихикнула. Она представила себе, как она смешна с этой пластиковой насадкой, торчащей из ноздрей. Со стороны, наверное, она напоминала лангуста.

Давид крепко сжал ее голову ладонями. Лбы их касались друг друга. Они закрыли глаза.

– Слушаем наши ощущения, – сказал Давид тихо. Это было нелегко. Жюли боялась быть откровенной с Давидом. Ей легче было бы обнажить перед ним свое тело, чем свой мозг.

– Вдыхай, – прошептал Давид.

Она подчинилась, и тотчас же захлебнулась ужасным запахом носа – запахом носа Давида. Она хотела высвободиться, но удержалась. Следом за запахом носа шло что-то иное, какая-то розовая дымка, манящая и благоухающая. Она открыла глаза.

Напротив нее Давид с плотно зажмуренными веками мерно дышал. Жюли поспешила последовать его примеру.

Совершенно естественно два их дыхания нашли общий ритм.

Затем девушка ощутила странное легкое покалывание в носу, словно туда попал лимонный сок. Она вновь захотелось высвободиться, но кислоту лимона понемногу сменил тяжелый опиумный запах. Он стал видимым. Розовая дымка преобразилась в плотную материю, приближающуюся к ней, как поток лавы, чтобы силой завладеть ее ноздрями.

Ей пришла в голову неприятная мысль. В древности перед тем, как мумифицировать фараонов, египтяне выкачивали у них мозг при помощи трубочек, вводимых в нос. Сейчас у нее было обратное впечатление: мозг вторгался в ее ноздри.

Она глубоко вздохнула, и вдруг мысли Давида устремились в ее полушарии. Жюли была в изумлении. Мысли Давида со страшной скоростью кружились в ее собственной голове. В ее мозг из мозга соседа полились картины, звуки, музыка, запахи, проекты, воспоминания. Одна мысль, сияющая розовым, время от времени вопреки сопротивлению юноши мелькала испуганным кроликом, чтобы тотчас исчезнуть.

Давид же видел темно-синее облако и дверь, открывавшуюся в этом облаке. В нее вбежала маленькая девочка и поманила его. Он пошел за ней следом по бесконечными коридорам и переходам к огромной голове Жюли. Лицо Жюли открылось, словно дверь, и обнажило мозг в форме муравейника. Он увидел маленький туннель и вошел в него.

Давид бродил в мозгу Жюли. Потом изображение исчезло, и раздался голос, но не снаружи, а изнутри его самого.

– Ну, теперь ты здесь, так?

Жюли обращалась непосредственно к его разуму.

Она показала ему, каким его воспринимала, и Давид был очень удивлен.

Она видела его страдающим и робким.

Давид показал Жюли, какой он ее видел. Для него она была девушкой необыкновенной красоты и ума.

Они все друг другу объяснили, все открыли, поняли свои истинные взаимные чувства.

У Жюли появилось какое-то новое ощущение. Ее нейроны общались с нейронами Давида: они поговорили, понравились друг другу и подружились. В розовой дымке снова возник маленький перепуганный кролик розового цвета, задержался под взглядом Жюли, дрожа своей вздыбленной шерсткой, и на этот раз она поняла. Это была любовь Давида к ней.

Это была любовь, которую он почувствовал с того мгновения, как увидел ее в первый день занятий в лицее. Она не стала меньше тогда, когда на уроке математики он подсказал ей решение задачи. Она придала Давиду храбрости, чтобы дважды спасти Жюли от Гонзага Дюпейрона и его шайки. Она подтолкнула Давида принять Жюли в их рок-группу.

Жюли поняла Давида, который был отныне в ее сознании.

1 + 1 = 3. Их было трое, Давид, Жюли и их согласие.

Ледяная волна прокатилась по их позвоночникам, когда контакт закончился. Они сняли носовые насадки, и Жюли прижалась к Давиду, чтобы согреться. Он ласково погладил ее лицо и волосы, и они заснули в своем большом треугольном убежище, нежно обняв друг друга.

202. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ХРАМ СОЛОМОНА: храм Соломона в Иерусалиме являл собой пример совершенных геометрических форм. Каждая из четырех его площадей была окружена каменной стеной. Они олицетворяли четыре мира, формирующих жизнь.

Материальный мир – тело.

Эмоциональный мир – душа.

Разумный мир – интеллект.

Мистический мир – Божественная искра, которая есть в каждом из нас.

Внутри Божественного мира три портика представляли собой:

Творчество.

Обучение.

Действие.

Постройка имела общую форму большого прямоугольника в сто локтей длиной, в пятьдесят локтей шириной и в тридцать локтей высотой. Расположенный в ее середине храм насчитывал тридцать локтей в длину и десять локтей в ширину. В центре храма находился совершенный куб Святая Святых.

В Святая Святых помещался алтарь из дерева акации. Сторона совершенного куба была длиной в пять локтей. На плоскости его лежали двенадцать хлебов, представлявшие собой месяцы года. Семисвечник над ними символизировал семь планет.

Согласно древним рукописям, в частности трудам Филона Александрийского, храм Соломона был геометрической фигурой, формирующей силовое поле. Золотое сечение было мерой сакральной динамики. Дарохранительница впитывала космическую энергию. Храм задуман как место, соединяющее мостом два мира: видимый и невидимый.

Эдмонд Уэллс.

«Энциклопедия относительного и абсолютного знания», том III.

203. МОЛЧИ, ЛЮБОВЬ

 

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 |
Купить в интернет-магазинах книгу Бернарда Вербера "Революция Муравьев":