Бернард Вербер

 



Бернард Вербер
Звездная бабочка

(en: "The Butterfly of the Stars", fr: "Le papillon des ?toiles"), 2006

 

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |

 


16-я страница> поставить закладку

 

36. НАПОЛНИТЬ ПАРУСА ВЕТРОМ

Глаз открылся. Первая фраза, которую мореплавательница произнесла, придя в сознание, звучала так:

- Распутан ли парус?

Габриэль Макнамарра помог женщине встать и подвел ее к экрану наружного наблюдения. Элизабет различила тонкую поблескивающую золотом ткань, по-прежнему смятую и перетянутую узлом.

- Быть может, мне скоро удастся сделать это с помощью вспомогательных сервомоторов, - сказал Крамер, который боялся, что она вновь выйдет в открытый космос. - Я забыл сказать тебе, что в моем распоряжении есть маломощные двигатели для боковой ориентировки парусов. До последнего момента я не думал о том, что придется пускать их в дело, но можно попробовать.

Мореплавательница одарила его взглядом, в котором клокотала убийственная ярость.

- Об этом ты тоже забыл?

Израсходовав остаток сил на эту вспышку, мореплавательница вновь заснула.

На самом деле никаких маломощных двигателей для боковой ориентировки не существовало. Вместо этого нескольким астронавтам пришлось сменять друг друга в открытом космосе, чтобы вручную расправить запутавшийся парус. Спустя несколько часов треугольник левого крыла "Звездной бабочки" полностью развернулся под восторженные возгласы 144-тысячной толпы пассажиров. Последние скопились под террасой, напряженно наблюдая за происходящим на большом экране.

- Что ж, и это тоже свершилось, - отрешенно произнес Габриэль Макнамарра, вытирая пот со лба. - Можно сказать, мы потеряли время на улаживание некоторых "формальностей"...

Элизабет, еще чувствующая усталость, присоединилась к руководителям проекта.

- Поломка произошла не потому, что ты была плохо подготовлена, - наставительно сказал Ив, который как будто сумел в один момент избавиться от страха потерять Элизабет, - а потому, что ты проявила нетерпение. Мы распустим второе крыло "Звездной бабочки" с троекратно меньшей скоростью. Пусть мы больше времени проведем на околоземной орбите. В конце концов, что такое один лишний день по сравнению с путешествием длиной в тысячу лет?

Изобретатель провел ладонью по ее длинным рыжим волосам, и мореплавательница почувствовала, как сильно он испугался. Котенок свернулся клубочком у ее ног и требовал ласки.

- Существуют ли еще какие-нибудь вспомогательные системы, которые ты установил на корабле и о которых ты забыл уведомить экипаж? Не мог бы ты дать нам точный их перечень? - произнесла женщина.

Вместо ответа Крамер предложил запустить процесс развертывания второго крыла. Когда эта операция наконец увенчалась успехом, от центральной части космического корабля в обе стороны отходили две тонкие отливающие золотом пленки. Они делали судно похожим на настоящую бабочку грандиозных размеров. Паруса протяженностью в миллион километров оказались настолько велики, что с Земли можно было невооруженным глазом увидеть два крыла и длинную центральную трубу.

- Кажется, будто гигантское насекомое летает над атмосферой планеты, - говорили зеваки, поднимая глаза к небу.

- Он невероятно огромен!

- Бумажный змей размером с город!

- Да нет, размером со страну или даже континент. Смотрите, ему удается даже отбрасывать тень на поверхность планеты.

Астрономические обсерватории также с любопытством наблюдали за кораблем. Бывшие коллеги по аэрокосмическому агентству пришли к выводу, что Ив Крамер окончательно спятил. Эксперты в области аэронавтики в один голос утверждали по телевизору, что все попытки создать солнечные парусники неизменно заканчивались полным поражением, следовательно, очень мало шансов на то, что проект, реализуемый Крамером, приведет к положительному результату. Империя Макнамарры обанкротилась, но теперь это уже никого не заботило. Для подавляющего большинства "Звездная бабочка" была не чем иным, как экстравагантным экспериментом, повлекшим за собой гибель 144 000 невинных жертв, которые в своей наивности поверили в мечту сумасшедшего ученого. Однако другие люди, и их тоже было немало, спрашивали себя, что могло происходить сейчас там, наверху.

37. ВЫЙТИ ИЗ ОГНЯ

Каждый член экипажа находился на своем посту. Стоя внутри сферы, в левом глазу бабочки, Элизабет и Ив не отводили взгляда от мониторов с контрольными показаниями приборов.

- Полотно из майлара наполнилось фотонами и обрело способность двигать корабль вперед. Мы удерживаемся на месте только за счет работы внешних двигателей обратной тяги, которые играют роль тормозов. Судно готово покинуть околоземную орбиту, - объявила экс-яхтсменка.

- Прекрасно, так давайте отправимся в путь, - сказал Ив Крамер.

Элизабет сделала паузу.

- Прежде чем мы начнем, у меня есть еще один простой вопрос. Я очень хочу отправиться в путь, но... куда?

Ив Крамер обозначил направление указательным пальцем.

- Туда. Достаточно всегда иметь в качестве ориентира вон то созвездие в форме треугольника. Если однажды меня не станет или со мной что-нибудь случится, запомни: нужно держать курс на этот треугольник из пока что очень слабых огоньков.

Она отошла в сторону и встала на воображаемую прямую линию, чтобы лучше видеть направление, которое Крамер задал кончиком пальца.

- Туда?

- Нет, левее, вон туда. Там, где находится более яркий источник света и два тусклых.

- Все-таки мне сложно поверить в то, что при столь стремительном развитии технологий в сфере навигации мы все еще задаем курс движения с помощью пальца!

Он сделал вид, что не слышал этого замечания.

- Хм, между нами: почему ты хотел сохранить в тайне направление полета?

- Если хочешь, давай обсудим это после осуществления маневра, хорошо?

Элизабет еще раз удостоверилась в том, что все системы работают в штатном режиме. На экране внутреннего наблюдения было видно, как толпа пассажиров разместилась перед террасой и вглядывалась в подвешенный над ней, разделенный на две части монитор. На одной его половине находилось изображение Земли, на втором - космоса, расстилавшегося перед "Бабочкой".

- Все готовы? - спросил Ив в микрофон.

- Начинаю выполнение маневра, - сказала Элизабет.

Один за другим она отключила все двигатели, удерживавшие корабль на околоземной орбите.

- 5, 4, 3, 2, 1... старт!

На этот раз длинный голубой цилиндр, увлекаемый вперед двумя огромными, отсвечивающими золотом треугольниками парусов, даже не задрожал, смещаясь перпендикулярно вектору движения по геостационарной орбите. Оглушительный крик вырвался из груди 144 000 человек. На одной из половинок разделенного надвое экрана огромный шар планеты Земля начал суживаться. Изобретатель коротко махнул рукой в сторону прозрачного смотрового стекла.

- Прощай... планета-мать.

- Пока, - бросила мореплавательница.

38. ДЕРЖАТЬ В ТАЙНЕ СЕКРЕТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СМЕСИ

Два отливающих золотом крыла были наполнены светом. Огромная "Бабочка", начиненная земными формами жизни, медленно скользила в неизвестность звездной пустоты. Скорость корабля начала незаметно возрастать. Молодая женщина встряхнула длинными рыжими волосами и повернулась к Иву Крамеру.

- Итак, три звезды. А когда мы подойдем к ним совсем близко, как мы узнаем, куда направиться дальше?

- Эти три источника света - не звезды, а далекие галактики. Когда мы приблизимся к ним, мы сумеем различить новую светящуюся точку в центре треугольника. Это звезда размером с наше Солнце. В настоящий момент она не видна невооруженным глазом. Я обнаружил, что именно вокруг этой звезды вращается планета, которая потенциально может оказаться пригодной для жизни.

Если планету невозможно увидеть, откуда же тебе стало известно о ее существовании?

Благодаря радиотелескопу в центре космических исследований. Я направлял его к четко очерченной зоне, которую долго изучал звезда за звездой. И мне наконец удалось обнаружить подходящую планету. Но я никогда и никому о ней не говорил.

- Почему другие ученые ее не засекли?

- Возможно, кто-то ее и обнаружил, но он никогда не думал о том, чтобы организовать космическое путешествие к этой планете.

Женщине такое объяснение показалось подозрительным.

- Как называется звезда, к которой мы направляемся?

- В настоящий момент название, присвоенное ей учеными, звучит как JW 103683.

- А планета? Ты тоже увидел ее с помощью радиотелескопа?

- На самом деле я соединил для этого несколько устройств, которые обычно вместе не используются. С их помощью я смог рассчитать параметры планет, существующих за пределами нашей Солнечной системы. У звезды JW 103683 их несколько, и у них самих есть несколько спутников. По моему мнению, одна из планет имеет подходящий размер, подходящую температуру на поверхности, подходящую атмосферу, расположена на подходящем расстоянии от звезды, играющей для нее роль солнца. Все эти параметры таковы, что жизнь там, вероятно, не сожжена и не заморожена.

- Прекрати говорить тоном заговорщика. Итак, где же находится наш пункт назначения?

Ив Крамер загадочно улыбнулся.

- Слишком рано раскрывать карты. Пусть это до последнего момента останется тайной. Если мы не сумеем подготовить новое человечество, я не хочу, чтобы люди загадили бы и эту планету. Я скрыл данные о ее местонахождении. Они здесь, на корабле.

Элизабет нахмурилась. Она подумала, что Ив прочел слишком много романов об искателях сокровищ. Все это штучки маленького мальчика, сосредоточенного только на своем внутреннем мире.

- Я указал точное местоположение планеты на карте, которая хранится в моем сейфе.

- В это невозможно поверить. Речь идет о судьбе человечества, но тебе этого недостаточно: ты развлекаешься, создавая секрет, сокровище, тайну. Сколько тебе лет, Ив?

Казалось, что изобретатель более чем удовлетворен придуманной им уловкой.

- Никто, кроме меня, не сможет открыть сейф раньше, чем через 1000 лет. Там внутри установлен датчик времени с кодом доступа, известным только мне.

Мореплавательница пристально посмотрела на собеседника.

- Наверно, я сплю. У нас в космосе 144 000 пассажиров, и мы до самого конца не будем знать, куда же мы направляемся!

- Я оставлю за последним поколением пассажиров "Звездной бабочки" право открыть точные координаты места назначения. Они одни смогут воспользоваться этим знанием, если будут его достойны.

Она передразнила его торжественный тон.

- А как ты узнаешь, что они действительно "достойны"?

- Я предусмотрел простой тест по проверке разумности. Это легкая загадка. Успешно пройдя это испытание, они обнаружат сейф с картой, на которой будут обозначены точные координаты места назначения. Отгадка дает комбинацию букв. С их помощью открывается сейф.

- И что это за "легкая" загадка?

- Я распорядился написать ее на панели управления, чтобы быть уверенным в том, что никто ее не забудет.

С этими словами Крамер действительно показал надпись, сделанную над мониторами маленькими буквами, - три фразы, которые недоверчивая мореплавательница прочла вслух: "С этого начинается ночь. Этим кончается день. И каждый может это увидеть, когда смотрит на луну".

- Черт возьми, да эта загадка сама имеет отношение к астрономии. Что ж, мы подходим к сути дела. А где находится этот пресловутый сейф?

- Недалеко. Совсем рядом. На самом деле он находится прямо перед твоими глазами.

Он кивнул подбородком в сторону штурвала. Взгляд женщины проследовал в указанном направлении и наткнулся на металлическую плиту с изображением бабочки в окружении трех звезд и девизом "Последняя надежда - это бегство".

- Не собираешься ли ты сказать мне, что это находится "внутри" штурвала?

Ив Крамер кивнул головой.

- Внутри штурвала содержится информация о направлении движения. Или, точнее, в пустотелом валике в центральной оси вышеупомянутого штурвала.

Элизабет Малори принялась тянуть металлическую плиту на себя, как будто хотела вырвать ее с помощью ногтей. Тщетно.

- Я велел сделать этот небольшой сейф из самого крепкого металла. Это многослойный сплав из стали, титана и металлокерамики. Сейф невозможно открыть даже с использованием газового резака. И если из-за несчастливого стечения обстоятельств какому-нибудь ловкому пройдохе, несмотря на все предосторожности, удастся вскрыть электронный замок, для такого случая я предусмотрел систему устройств, обеспечивающих самоуничтожение содержимого сейфа.

- Тогда все будет потеряно. Весь проект "Последняя надежда" ни к чему не приведет. Ведь вы ставите успех нашего предприятия в полную зависимость от такой мелочи.

- Я предпочту, чтобы все пропало, только бы неразумные люди не повторили те же самые ошибки на новом месте. Если они способны будут поступать так же, как мы, или даже хуже, пусть лучше все идет прахом.

- И по-твоему, средство распознать, стали ли пассажиры "Бабочки" лучше, чем мы или наши родители, - это загадка, предполагающая поиск некоего слова в качестве ответа?

Крамер сиял от счастья, словно ребенок, тайком приготовивший родителям презабавную шутку. Элизабет пожала плечами.

- А если ты ошибся, если при ближайшем рассмотрении окажется, что чужая планета не подходит для людей?

- Априори в той солнечной системе есть по крайней мере пять больших планет со сносной температурой на поверхности. Если ни одна из этих планет не подойдет в качестве замены, что ж, понадобятся еще 1000 лет и 50 поколений для путешествия в соседнюю солнечную систему. Чего-чего, а тысячелетий впереди у них предостаточно.

Шутка женщину не рассмешила. Она взглянула на циферблат прибора, измеряющего скорость Движения: та постоянно увеличивалась.

Спасибо за то, что спасли меня там, в пустоте, - сказала Элизабет.

Собеседники обвели взглядом звездный горизонт с тремя огоньками, которые должны были послужить им ориентиром.

- Мы не увидим конца путешествия, - пробормотал он.

- Мы - нет, но наши потомки, вероятно, да. В том, как она произносила эти слова, Крамеру почудился скрытый призыв. Мужчина подошел ближе.

 

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
Купить в интернет-магазинах книгу Бернарда Вербера "Звездная бабочка":