Бернард Вербер

 

Электронное издание ЧелГУ

Рецензия на произведение "Империя ангелов"

Ольга Левкина


В своем романе французский писатель говорит об актуальных проблемах современности, но отнюдь не заставляет их решать.

На сегодняшний день Бернард Вербер является одним из самых модных и загадочных писателей Франции. Он не дает интервью журналистам, его автобиография скупа на факты. Каждая из его книг воспринимается литературной общественностью едва ли не как шедевр.

Очередной роман Вербера «Империя Ангелов» состоит из трех частей: «За кулисами рая», «Сферы и звезды» и «То, что сверху», а в названии каждой из глав стоит точное указание возраста главных героев.

И хотя автор вводит несколько сюжетных линий в романе, главная их них построена на противопоставлении людей и ангелов, которые являются основными героями книги. Среди людей стоит выделить в первую очередь образы Игоря, Венеры и Жака. Игорь — воспитанник детского дома. Он попадает в тюрьму, проходит Чечню и находит покой в примирении с матерью. Венера — девушка из состоятельной американской семьи, топ-модель. Ей через многое приходится пройти, прежде чем понять цену простой семейной жизни. А Жак — французский писатель, он и вовсе думает, что ошибся планетой, родившись на Земле. Но судьба его сводит с таким же необычным человеком, как и он сам (это Натали Ким, дочь посла Кореи в Перу). Во многом образ Жака у Вербера является автобиографичным.

Среди другой группы героев — ангелов — выделяются особо образы Рауля Разорбака (самоуверенный ангел, умеющий заражать своими идеями), Мишеля Пэнсона (связующее звено между главными героями) и Эдмонда Уэллса (агнел-инструктор, который учит молодых присматривать за людьми).

Действие романа начинается на земле в момент смерти главного героя Мишеля, а заканчивается в раю в момент его преображения из просто ангела в архангела. Все это время Вербер мастерски удерживает внимание читателя, словно улавливая таящийся интерес и добавляя все новых и новых красок в действие произведения.

Привычное земное пространство в «Империи ангелов» периодически сменяется «пространством» рая, где не властны никакие физические законы. Но при этом и каждая из сюжетных линий несет за собой отдельное пространство. Исторические данные у Вербера перекликаются с современностью, и отражению этого особенно способствуют именно ангелы. Они помнят и видят многое. Они понимают, верят и сражаются с Силами Тьмы за людей на протяжении многих лет. От лица одного из ангелов и ведется повествование. При том автор занимает позицию наблюдателя, перед которым открываются картины мира и Вселенной. Он словно смотрит великий спектакль под названием «Жизнь и смерть». И все в этом спектакле, написанном предельно простым, доступным читателю языком, подчинено законам жанра фантастики: так все происходящее переходит грань реальности!

В этом романе Б. Вербера, как и в любом другом, есть и свойственная французской литературе эмоциональная легкость, и тонкая ирония, и оригинальная задумка. Писатель ставит в аллегорической форме перед читателем проблемы повседневности, но не заставляет их решать, не учит, а словно показывает мир, заключенный в калейдоскоп событий.

 

Оригинал: Электронное издание ЧелГУ



<    к списку рецензий