Бернард Вербер

 

Газета "Тихоокеанская звезда"

Рецензия на произведение "День Муравья"

Николай Семченко


Сразу скажу: из-за книги Бернарда Вербера я буквально «выпал» из привычной жизни на целый день. И хорошо, что это была суббота, и можно было позволить себе ничего не делать, только читать. Невероятно! Фантастика, в общем-то, никогда меня не увлекала настолько, чтобы не выпустить книгу из рук, не дочитав до конца.

Но «День муравья», впрочем, - это не только фантастика, а ещё и детектив, и приключения, и даже философское эссе. Всё - в одном флаконе! Причем меня совершенно не смутило, что эта книга - продолжение романа «Муравьи», который я не читал. Пересказ его сюжета предваряет события «Дня муравья». Умирает эксцентричный учёный Эдмон Уэллс, оставивший наследнику записку: «Никогда не спускайся в подвал…».

Ну, это же лучший способ заставить даже самого ленивого человека из любопытства отправиться в запретное место. Прямо как в сказке о Синей бороде! Родственники гурьбой ринулись в подвал и, как положено в приличном триллере, прошли всякие испытания, прежде чем попасть в храм. Оказывается, он построен в эпоху Возрождения и связан с муравейником. О, уж эта эпоха великого Леонардо, давшая современным писателям столько тем для потрясающих бестселлеров! Теперь это роман Вербера о цивилизации муравьёв.

Может, кто-то из читателей помнит точное название научно-фантастической повести (кажется, она называлась «Царь муравьев»), публиковавшейся с продолжениями в середине 60-х годов прошлого века в журнале «Пионер»? Каждый номер я ждал с нетерпением. Это была потрясающая книга, открывшая глаза на то, что рядом с нами живут удивительные существа. У них, можно сказать, существует своя иерархия, есть язык общения, они умеют работать, и если поднапрячься, то вполне можно вступить с ними в контакт. В той повести муравьи решили завоевать весь земной шар. В книге Вербера они тоже рассердились на людей, но завоёвывать их не стали. Просто сделали так, что восемнадцать затворников, попавших в подвал, решили переродиться в … муравьёв.

Стоп! Больше ни слова о сюжете, иначе вам будет не так интересно читать эту книгу. Навряд ли Вербер что-то слышал о той научно-фантастической повести из журнала «Пионер». Но он, скорее всего, изучил многочисленные энциклопедии, справочники и научную литературу, чтобы со знанием дела написать о жизни муравьев. При этом он так перемешал реальность с выдумкой, что и не поймёшь, где правда, а где уже начинается фантастика. И даже «Энциклопедия относительного и абсолютного знания», якобы составленная Эдмоном Уэллсом, поначалу воспринимается как некий вполне реальный трактат. Он, кстати, постоянно разбивает текст романа, и каждый раз - к месту, заставляя читателя задумываться о собственной жизни.

Эта энциклопедия каким-то непостижимым образом угадывает вопросы, которые волнуют человека, и дает на них ответы. Впрочем, это особенность настоящего искусства.

Большой выдумщик, Вербер так же невероятно ироничен и весел. Чего стоят, к примеру, одни только образчики муравьиной культуры! Такая, допустим, их песня: «Тот, кто сражается с птицей, становится птицей, тот, кто сражается с клещом, становится клещом. Выходит, тот, кто сражается с богом, становится богом?» Между прочим, это «Эволюционная песня». А боги для муравьев - Пальцы (так они именуют людей). А эти самые Пальцы мутируют в … муравьёв. И что же такое тогда эволюция?

 

Оригинал: Газета "Тихоокеанская звезда"



<    к списку рецензий