Бернард Вербер

 

Газета "gzt.ru"

Рецензия на произведение "Мы, боги"

Кирилл Решетников


Из творений французского беллетриста Бернарда Вербера в последнее время усиленно делают сенсацию. Надо сказать, что Вербер и сам усердно набивает цену, используя хорошо опробованные пиар-ходы. Тиражи его книг во Франции и других странах действительно впечатляют. Однако в новом романе "Мы, боги" (как и в книге "Империя ангелов", которую он продолжает) Вербер предстает всего лишь автором фэнтези средней руки – правда, с амбициями гуру.

Шведский мистик Сведенборг, как известно, описал строение небес, мира духов и ада. В любом часу дня и ночи слуги могли слышать, как он расхаживал по комнате, разговаривая с ангелами. Крепкий профессионал и рационалист Вербер, сочиняющий истории из жизни ангелов и богов на современный лад, вряд ли ведет себя столь неординарным образом. Вместо ангельских голосов он слушает "Пинк Флойд" и музыку к фильму "Властелин колец" (о чем сам сообщает читателям, изнывающим от желания узнать хоть что-нибудь о личной жизни своего кумира). Но он наследует Сведенборгу по крайней мере в одном – как и в учении достопамятного шведа, в книгах Вербера жители высших миров имеют человеческое прошлое. Ангелы – это люди, сменившие сущностный уровень и пошедшие на повышение; так же у Вербера обстоит дело и со многими богами. Разумеется, подобная метаморфоза возможна только после смерти.

Этот принцип сильно облегчает Верберу задачу – человеческое происхождение его героев позволяет обращаться с ними по-свойски. Существование в качестве ангела или бога становится своего рода профессией, а для посиделок богов отведены интерьеры, в облике которых можно усмотреть нечто среднее между античной роскошью и евроремонтом. В "Империи ангелов" на дом некоего Мишеля Пэнсона падает самолет, после чего он попадает на небеса и становится ангелом-хранителем. Таким удачным продолжением карьеры (альтернативой которому была бы череда дальнейших земных реинкарнаций) он обязан своему собственному ангелу-хранителю и небесному адвокату – Эмилю Золя. На попечении Мишеля оказывается три человека, один из которых – российский детдомовец и впоследствии спецназовец Игорь Чехов – после смерти поднимает бунт против ангелов. "Мы, боги" посвящены жизни Мишеля на планете с двумя солнцами и тремя лунами, она же место Последней Инициации, она же Эдем. Здесь, как нетрудно догадаться, Мишель становится богом. Точнее, богом-учеником, которому полагается проходить мастер-классы Кроноса, Ареса, Гермеса, Деметры и других ответственных товарищей, в качестве стажера экспериментируя над планетой под кодовым названием Земля-18.

Подобно многим своим конкурентам, Вербер не свободен от двух грехов – схематизма и стремления свалить все в одну кучу. Каждая глава предваряется выдержками из некоей "Энциклопедии относительного и абсолютного знания" (ее автор – один из героев, наставник Пэнсона и его эдемский соученик), которая временами напоминает прямо-таки общую теорию всего. В число богов-студентов попадают всякие известные личности, преимущественно французы: например, Эдит Пиаф, Жозеф Прудон и Сара Бернар. На всякий случай делается реверанс в сторону детектива (среди учащихся богов объявился неизвестный убийца) и любовного романа (Мишель влюблен в Афродиту). Все это сначала весело, но чем дальше – тем скучнее.

По сути, Вербер – всего лишь способный компилятор, не лишенный чувства юмора и знающий толк в фэнтезийных гэгах. Но он, кажется, всерьез верит в свой пророческий потенциал и хочет сообщить нам какие-то высокие истины. Получаются же по большей части банальности и конспекты чужих мыслей. Когда начинающие боги, берущие шефство над подопытными племенами, наблюдают подчеркнуто поучительные примеры социальной эволюции, читается это как курс занимательного обществоведения в средней школе. А на одной из экспериментальных планет цивилизация гибнет из-за грубой диктатуры религиозных "запретчиков" и мягкости демократов. Этот плоский в своей однозначности намек на исламский фундаментализм особенно разочаровывает. Пророков, мыслящих штампами, не бывает.

 

Оригинал: Газета "gzt.ru"



<    к списку рецензий