Бернард Вербер
Мы, боги
41-я страница |
Я должен успокоиться.
Дышать ровно, закрыть глаза. Поговорить с остальными, как будто все в порядке и ничего страшного не произошло. Многие ученики поздравляют Мэрилин Монро с ее победой над Пруд оном. Выигравшие пари уносят тоги, которые отдают проигравшие. Даже самые пренебрежительные по отношению к женщинам признают достоинства амазонок. Прудон со своей стороны молчит, не выражая ни сожалений, ни гнева. Честный игрок, он даже подходит поздравить ее и пожать руку.
Нужно расслабиться.
Необходимо подвести итог в отношении моего народа. У него нет армии, нет города, люди-дельфины лишь «жильцы», зависящие от настроения хозяев. Я боюсь, что Клеман Адер, бог людей-скарабеев, взяв у них все, что можно, выбросит их со своей территории. Отныне люди-дельфины должны постоянно обогащать свой запас знаний, чтобы завоевать свое право на существование. Они заложники. Присмотревшись, я вижу, что другие люди-дельфины прижились у других народов. Они передали людям-игуанам Марии Кюри познания в астрономии, строительстве памятников, астральных путешествиях и медицине. Под их влиянием, как и люди-скарабеи, они начали строить пирамиды. Людям-собакам Франсуазы мои дельфины передали знания в области символики и скрытых структур. Людей-быков Оливье они научили сексуальной свободе и привили вкус к лабиринтам.
Люди-волки Маты Хари научились у них строить суда и парусники с удлиненным корпусом. А люди-киты Фредди Мейера так хорошо приняли моих дельфинов, что теперь они вместе обсуждают устройство ирригационных систем и создание правительства и ассамблеи.
Люди-львы Монгольфьера создали благодаря моим подопечным письменность и искусства, а люди-орлы Рауля Разорбака — алфавит и арифметику.
Мои люди оказались сильнее разбросаны по «Земле 18», чем я представлял. Как управлять народом, не имеющим своей территории? Я боюсь, что нужно сосредоточиться на тех, кто живет у людей-скарабеев. Они наиболее многочисленны и располагают, как мне кажется, лучшими природными условиями.
- Богиня любви обошлась с тобой несправедливо, от замечательного города, который ты построил на острове, ничего не осталось, - шепчет мне Мата Хари.
Я молчу.
- Наказание Афродиты мне кажется не соответствующим твоей вине. По крайней мере, она могла бы дать тебе время эвакуировать людей.
А еще вчера вечером мы танцевали, и она шептала мне на ухо, что находит мой народ очень «продвинутым и симпатичным»…
Я смотрю на Афродиту и вижу, что она тоже смотрит на меня и улыбается мне. Она советовала мне остерегаться друзей, я бы лучше остерегался ее.
Однако я не могу разозлиться на мою богиню. Она меня околдовала, и что бы она ни делала, мне кажется, что она относится ко мне с нежностью и заставляет меня страдать для моего же блага. Может быть, под ее властью я стану мазохистом? Нет, или тогда альпинистом, упрямо лезущим на опасную вершину, вместо того, чтобы сесть в вертолет. Все спортсмены любят причинять себе боль. Бежать марафон — это каторга, поднимать тяжести — бессмысленное страдание. Пытаться понравиться богине любви…
- Какая она все-таки стерва, - шепчет Сара Бер-нар, - то, что она с тобой сделала, несправедливо.
И я удивляюсь тому, что отвечаю самым нейтральным голосом:
- Она просто применила правила игры.
- Ну да, послав тебе катастрофу, чтобы уничтожить…
- Если хочешь, я тебе помогу, - говорит Мата Хари. - У меня уже есть несколько людей-дельфинов, но если другим нужна помощь, отправь их мне, я их защищу и дам землю.
Мата Хариспасла мне жизнь, когда я перебирался через голубой поток. Она всегда помогала в трудную минуту. Однако сам не знаю почему, ее любезность меня раздражает.
Афродита достает бутыли с Раем и Империей ангелов из-под подставки.
Души поднимаются в первую бутылку, а потом, как будто в танце маленьких светящихся точек, похожих на светлячков, некоторые добираются до склянки Империи ангелов.
Но есть и немало неприкаянных душ, удерживаемых земным притяжением и низменными страстями. Невидимые, эти покойники пытаются преследовать своих мучителей, сбивать с толку медиумов ложными видениями или кружиться вокруг тех, кого любили.
- Нужно освободить планету от этих горемык, - говорит Афродита. - Нет счастливых неприкаянных душ. Каждая душа должна постоянно возрождаться до тех пор, пока не попадет в высший мир, не забывайте об этом.
Все записывают: научить священников признать неприкаянные души и помочь им подняться.
Богиня подходит ко мне и, к моему великому удивлению, поздравляет:
- Браво, Мишель. Я думала, что вы… в общем, я не ожидала, что вы преодолеете это. Вы начинаете меня впечатлять. Я не думала, что у вас столько возможностей…
Мне холодно и жарко, и я не знаю, как реагировать.
- То, что не убивает, делает более сильным, - добавляет она.
То же, что мать сказала Юн Би. Долгое время это изречение приписывали Ницше, но оно есть уже в Ветхом Завете.
Уж не хочет ли она, чтобы я поблагодарил ее за мучения моего народа, чтобы «усилить» его!
Она приближается ко мне.
- Действительно, вы были очень хороши, мсье Мишель Пэнсон.
И в этот момент она берет меня за руку и пожимает ее, как рефери, поздравляющий боксера. Затем она возвращается на возвышение.
- Кокетка, - ворчит Рауль. - После всего, что она тебе сделала, ты не должен был даже подпускать ее к себе.
- Ну и актриса! - говорит Мэрилин. - Я спрашиваю себя, зачем ей нужна эта показная соблазнительность.
- Без сомнения, чтобы проверить свою власть, - отвечает Эдди.
- Да, ее способности в красной магии, - заключает Рауль.
Он объясняет, что кроме белой и черной магии существует еще одна, менее известная — красная. Это женская магия, основанная на самых примитивных сексуальных пульсациях. Азиаты особенно интересовались этим и создали «Камасутру» и тантризм в Индии, тао любви в Китае и брачный танец в Японии. Они поняли, что помимо предсказания судьбы или избавления от сглаза женщины могут соблазнить мужчину и держать его во власти гормонального ига, делая таким же беспомощным, как и под влиянием наркотика.
Рауль понял мою проблему, но не может ее решить. Я не отвожу глаз от богини. И с облегчением вздыхаю, когда она, прервав разговоры с другими учениками, приглашает нас в угол зала, где в ряд стоят накрытые бокалы.
- Мой предшественник Гермес рассказал вам про опыт с крысами. Деметра говорила об опыте с обезьянами. Сравнение с животными помогает лучше понять поведение человека. Поэтому я расскажу вам о блохах.
Она берет один из бокалов и демонстрирует опыт. Я спешу записать его в «Энциклопедию».
102. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: САМООГРАНИЧЕНИЕ БЛОХ
В бокале находятся блохи. Край бокала как раз на такой высоте, которая позволяет им перепрыгнуть его.
Затем на бокал кладут стекло, закрывающее выход.
Сперва блохи прыгают и ударяются о стекло. Потом, чтобы не причинять себе боли, они начинают прыгать так, что не ударяются о крышку. Через час нет ни одной блохи, которая бьется о стекло. Все уменьшили высоту прыжка, чтобы остановиться ниже потолка.
Если убрать стекло, блохи будут продолжать прыгать так, как если бы бокал был закрыт.
103. ОСТОРОЖНО, ПОТОЛОК
Афродита прилипла к бокалу, как будто эти блохи являются для нее самым интересным зрелищем во Вселенной.
- Какой вывод вы можете сделать из этого опыта? - спрашивает она.
- Некоторые опыты прошлого мешают видеть вещи такими, какие они есть, - говорит Рабле. - Видение реальности деформируется былыми болями.
- Неплохо. Эти блохи теперь не хотят рисковать, боясь удариться о потолок. Однако им стоит лишь попробовать, чтобы понять, что удача снова на их стороне.
По тому, как она произнесла эту фразу, я догадываюсь, что она предназначена мне.
- Похоже на опыт с шимпанзе, - говорит Вольтер.
- Нет, поскольку шимпанзе даже не могли иметь отрицательного опыта, - возражает Руссо. - Блохи знают, почему не нужно прыгать выше, обезьяны этого не знали.
- Это так, но в обоих случаях подопытные не видят очевидного.
- Есть также страх менять привычки, - возражает Сент-Экзюпери.
- Конечно, - соглашается богиня любви.
- И потом, блохи не хотят больше искать новых сведений. Они затвердили навсегда то, что уже узнали, - замечает Сара Бернар.
- Здесь вы указываете на одну из самых больших проблем человечества, - заявляет наш преподаватель. - Очень немногие люди способны сами понять происходящее. Они повторяют то, что говорили им родители, потом учителя в школе, то, что они видели в вечерних новостях. Наконец, они убеждают себя, что это их собственное мнение, которое они с жаром защищают, если им противоречат. Однако они могли бы сами посмотреть и подумать, чтобы увидеть мир таким, каков он на самом деле, а не таким, как его хотят им показать.
Эта лекция напоминает мне одну дискуссию, которая была у меня с друзьями, приглашенными на ужин. Один из них, журналист, объяснял, что все средства массовой информации пользуются сообщениями единственного агентства новостей, финансируемого как будто случайно государством и крупными нефтяными компаниями. Поэтому публика опосредованно имеет точку зрения государства и этих компаний, которые в свою очередь хотят ублажать страны, поставляющие нефть. Ну и что он открыл? На него тут же ополчились, как на предвзятого человека. Я пытался выступить в его защиту, но безуспешно. По странному стечению обстоятельств те, кто больше всего выступал за защиту гражданских прав, оказались самыми резкими критиками.
- Как сделать, чтобы блохи прыгали выше, чем привыкли? - спрашивает Афродита.
- Обучая их, чтобы они чувствовали себя свободными и доверяли только своим чувствам, - говорит Рабле.
- А как этого достичь?
- Сделав их умными, - пробует Симона Синьоре.
- Нет, ум здесь ни при чем.
- Научив их основываться только на собственном опыте, - предлагаю я.
Афродита одобряет:
- Вот именно. Попробовать все, испытать все, собрать сведения, не пользоваться прошлым опытом или опытом других, и доверять только себе.
Когда раньше на Земле мы с Раулем решили исследовать смерть, мы вызвали недоверие даже среди своих близких. Смерть для всех принадлежит к области религии, и только священники и мистики могут о ней рассуждать. То, что простой человек интересуется смертью как «terra incognita», казалось абсолютно кощунственным, в особенности, когда я употреблял дорогие мне понятия «светской духовности» или «индивидуальной, а не коллективной духовности». Для меня духовность была противоположна религии, поскольку она присуща каждому человеку, в то время как религия является лишь готовой мыслью, предназначенной для тех, кто не в состоянии найти собственный путь развития. Яподчеркивал, что «духовность» содержит термин «остроумие», что значит также «юмор», и что большинство религий казались мне слишком аскетическими для сохранения этого измерения. Естественно, потом я понял, что лучше было молчать и говорить о таких вещах только с Раулем, который меня понимал.
- Чтобы подтолкнуть людей снова попробовать прыгнуть выше, нужно учить их свободе, а чтобы передать это учение, нужны…
Афродита с хрустом пишет мелом на доске:,«Мудрецы».
- Это новая цель. Внедрите в ваши народы мудрецов, посвященных, ученых, - советует она. - Короче говоря, людей с уровнем сознания «6».
- Да их всех убьют, - говорит Бруно.
- У вас, возможно, да, - неожиданно говорит Афродита, сурово глядя на Бруно Балларда. -…У меня? Что вы против меня имеете? Она указывает на него пальцем.
- Вы думаете, я не видела?
В этот момент я понимаю, что никогда не интересовался людьми-соколами.
- Так вот, дорогой мсье Баллард, вы действительно никого не завоевали и не вызвали никакой резни. Этого нет… Но нужно посмотреть, как вы обращаетесь с собственным населением. Скажите мне, что вы имеете против женщин?
Бруно опускает глаза.
Я не понимаю, я скорее ожидал подобной реакции в отношении Прудона, напавшего на женщин-ос.
- Вы позволили установиться чудовищным нравам. Сперва самое очевидное… обрезание. Матери калечат собственных дочерей. Они обрезают им клитор. Вот что делают у мсье Бруно! А почему они это делают?
- Ну… — говорит Бруно, - я не знаю. Это женщины сами так решили. Они думают, что если не станут этого делать, то не будут настоящими женщинами.
- А кто внушил им эту идею?
- Ээ… мужчины.
- А почему? -…Потому что они не хотят, чтобы те спали направо и налево.
- Нет, мсье, потому что они не хотят, чтобы женщины получали удовольствие. Они испытывают ревность по отношению к удовольствию женщин, которое кажется им большим, чем у них (так оно и есть).
И я видела у ваших людей девочек, изуродованных на всю жизнь лишь… по традиции! Бруно Баллард колеблется.
- Это не я, это мои люди…
- Да, но вы ничего не сделали, чтобы помешать им. Сна, интуиции, удара молнии, возможно, было бы достаточно, чтобы наложить на этот акт табу. Зачем нужно быть богом, если вы позволяете делать что угодно? И это еще не все, мсье Бруно… У вас есть еще и инфибуляция. Девочкам без анестезии зашивают половой орган. Лишь для того, чтобы они оставались девственницами до замужества…
Ученицы-богини осуждающе смотрят на Бруно.
- И я расскажу о другой, менее известной, но еще более чудовищной вещи, которая происходит у вас, мсье Бруно… В медицинской практике на «Земле 1» это называется «генитальная фистула».
Я не понимаю смысл этих слов. По залу пробегает шепот. Я жду самого худшего.
- Вы знаете, что это такое? Так вот. Девочек насильно выдают замуж за богатых стариков с двенадцати лет. Их продают собственные родители. И естественно, поскольку старые негодяи никак не предохраняются, они беременеют в подростковом возрасте. Но их тело еще не готово к этому. Как правило, зародыш оказывается недоношенным, но по мере роста он сжимает ткани, отделяющие генитальную систему от мочевого пузыря и прямой кишки. Давление создает трещины, называемые фистулами. В результате моча, а иногда и фекалии попадают во влагалище. Эти девочки постоянно моются, но от них так плохо пахнет, что мужья выгоняют их на улицу, их не принимают обратно в семьи. Они слоняются как бродяги, и в них бросают камни. И это двенадцатилетние девочки, мсье Бруно, двенадцатилетние!