Бернард Вербер

 



Бернард Вербер
Энциклопедия относительного и абсолютного знания

(en: "The Encyclopedia of Relative and Absolute Knowledge", fr: "L'Encyclopedie Du Savoir Relatif Et Absolu"), 1993

 

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

 


11-я страница> поставить закладку

 

[Два рта]

Талмуд утверждает, что человек обладает двумя ртами: верхним и нижним. Верхний позволяет словом разрешить телесные проблемы. Слово не только несет информацию, оно еще и лечит. При помощи верхнего рта мы определяем себя в пространстве и относительно других людей. Талмуд, кстати, советует не злоупотреблять лекарствами, поскольку они движутся в противоположном слову направлении. Нельзя мешать словам выходить, иначе они превратятся в болезнь.

Второй рот - это половые органы. С их помощью разрешаются телесные проблемы во времени. С их помощью, наслаждением и размножением, человек создает себе свободное пространство. Он определяет себя отношениями с родителями и детьми. Половые органы, "нижний рот", прокладывают новый путь, отличающийся от семейного пути. Каждый человек имеет возможность воплотить в своих детях духовные ценности, отличающиеся от ценностей его родителей.

Верхний рот воздействует на нижний. Словом мы обольщаем и создаем поле деятельности для половых органов. Нижний рот воздействует на верхний, при помощи половых органов мы находим свою индивидуальность и язык для самовыражения.

[Стадия зеркала]

В двенадцать месяцев ребенок проходит новую фазу: стадию зеркала.

Этап "траура младенца" научил его побеждать страх быть покинутым, на стадии зеркала он понимает, что он уникален.

В возрасте одного года ребенок начинает ходить, моторика рук развивается, он справляется с заданиями, которые раньше были ему не под силу. Зеркало сообщает ему о том, что он существует. Ребенок узнает себя в нем, он составляет представление о себе, и сразу заметно, нравится он себе или нет. Он либо ласкает свое изображение, целует его и громко смеется, либо делает себе гримасы. В основном ребенок воспринимает себя в качестве идеала. Он влюбляется в себя, он обожает себя. Отталкиваясь от полюбившегося образа, он проецирует себя в будущее и идентифицирует себя с героем. Воображение, обогащенное информацией из зеркала, помогает ребенку лучше переносить тяготы жизни, постоянного источника фрустрации. Ребенок примиряется даже с тем, что он не властелин мира. Даже если ребенок не находит зеркала или своего отражения в воде, он все равно проходит эту стадию. Он находит способ идентифицироваться и отделиться от внешнего мира, понимая при этом, что должен его завоевать.

У кошек не бывает фазы зеркала. Когда кошка замечает себя в зеркале, она заходит сзади для того, чтобы поймать спрятавшуюся там другую кошку, и поведение это не изменится даже с возрастом.

[Именинный торт]

Обычай задувать свечи на каждый день рождения - один из самых многозначительных человеческих ритуалов. Через равномерные промежутки времени человек напоминает себе о том, что он способен зажечь огонь, а затем погасить его своим дыханием. Власть над огнем - важный переходный момент от младенчества к сознательному состоянию. Когда же старик доживает до времени, когда он уже не в состоянии задуть свечу, это означает, что социально он исключен из активной жизни.

[Открытия при помощи игры]

В шестидесятые годы во Франции один коннозаводчик купил четырех отличных резвых серых лошадей, очень похожих друг на друга. Но характер у них был ужасный. Как только они оказывались рядом, они начинали драться, запрячь их вместе было невозможно, поскольку каждая лошадь пыталась бежать в свою сторону.

Ветеринару пришла в голову идея поместить лошадей в четыре соседних стойла и прикрепить на общие перегородки игрушки: колесики, которые можно было вертеть мордой, мячи, от удара копытом катившиеся к соседу, разные яркие геометрической формы предметы, подвешенные на веревочках.

Ветеринар регулярно менял лошадей местами для того, чтобы они все перезнакомились и начали играть вместе. Через месяц четыре лошади стали неразлучны. Отныне они не только позволяли запрягать себя рядом, а, казалось, воспринимали и работу как новую игру.

[Индейцы Америки]

И сиу, и шайенны, и апачи, и кроу, и навахо, и команчи, и все другие индейцы Северной Америки разделяли одни и те же убеждения.

Во-первых, они воспринимали себя как неотъемлемую часть природы, а не как ее хозяев. Племя, истребившее часть дичи в одном районе, мигрировало в другой для того, чтобы количество животных восстановилось.

В системе ценностей индейцев индивидуализм был явлением постыдным, а не почетным. Делать что-то для себя было непристойно. Индейцы не владели ничем и ни на что не имели права. Даже в наши дни индеец, купивший машину, знает, что должен будет ее одолжить первому же попросившему об этом соплеменнику. Их дети воспитывались без принуждения. Вернее, они воспитывали себя сами.

Индейцы знали, как прививать черенки растений, и использовали эти знания для создания гибридов кукурузы. Они умели делать непромокаемые ткани, пропитывая их соком гевеи. Шили одежду из хлопка такой тонкой выделки, какой и не знали в Европе. Им были известны целебные свойства аспирина (салициловой кислоты), хинина...

В обществе индейцев Северной Америки не было ни наследственной власти, ни власти пожизненной. Во время принятия решения каждый излагал свою точку зрения во время пау-вау (совет племени). Прежде всего, и задолго до европейских республиканских революций, это был режим ассамблей. Если вождь терял поддержку большинства, он уходил сам. Это было общество равноправных граждан. Вождь, конечно, был, но им становился лишь тот, за кем люди шли добровольно. Стать во главе племени - значило заслужить доверие. Решению, принятому во время пау-вау, следовали только те, кто за него голосовал. Представьте, что у нас закону подчиняются лишь те, кто находит его справедливым...

Даже в период своего расцвета американские индейцы не имели профессиональной армии. В сражении, когда это было необходимо, участвовали все, но социально воин был, прежде всего, охотником, земледельцем или отцом семейства.

В системе ценностей индейцев любая форма жизни достойна уважения. Они щадили жизни своих врагов, надеясь на такое же отношение к себе. Вечная идея ответной реакции: не делай с другими того, что ты не хочешь, чтобы делали с тобой.

Война воспринималась как игра, в которой надо было продемонстрировать свою храбрость. Никто не хотел физического уничтожения противника. Одной из целей военной схватки было дотронуться до врага закругленным концом палки. Это было большей доблестью, чем его убийство. Засчитывались "прикосновения". Сражение останавливалось при первом появлении крови. Убитые бывали редко. Основной задачей этнических войн было похищение лошадей у соседнего племени. Индейцам было трудно понять смысл массового истребления противника, принятого у европейцев. Они были потрясены, увидев, что белые убивают всех, включая стариков, женщин и детей. Для них это было не просто ужасно, это было нелепо, нелогично, необъяснимо. Сопротивлялись индейцы Северной Америки тем не менее относительно долго.

Народы Южной Америки покорить оказалось проще. Было достаточно обезглавить короля для того, чтобы все общество рухнуло. В этом заключается слабость иерархических систем с централизованной администрацией. Все держится на монархе. В Северной Америке социальная структура была более раздробленной. Ковбои столкнулись с сотнями мигрирующих племен. Здесь не было одного Даря, постоянно находящегося в своей резиденции, зато были сотни перемещающихся вождей. Как только белым удавалось победить или уничтожить одно племя из ста пятидесяти человек, неведомо откуда возникало другое племя из ста пятидесяти человек.

Бойня в результате получилась чудовищная. В 1492 году американских индейцев было десять миллионов. В 1890 году их было уже пятьдесят пять тысяч, они гибли в основном от болезней, завезенных с Запада. Во время битвы Литтл Биг Горн 25 июня 1876 году объединилось самое большое количество индейцев за всю историю: десять - двенадцать тысяч человек, три четверти из которых были воинами. Армия американских индейцев разгромила войска генерала Гастера. Но прокормиться на небольшой территории столько народа не могло. После победы индейцы снова рассредоточились. Они считали, что после такого унижения белые уже никогда не смогут отказать им в уважении.

И племена были уничтожены одно за другим. До 1900 года американское правительство пыталось справиться с индейцами. Затем было решено, что американские индейцы переплавятся в "общем тигле" вместе с неграми, латиноамериканцами, ирландцами и итальянцами. Но Вашингтон в корне ошибался. Американские индейцы не видели ничего, чему они могли бы научиться у западной системы, которую они считали значительно менее развитой, чем их собственная.

 

[Время сажать]

Все нужно делать вовремя. Вчера было слишком рано, завтра будет слишком поздно. Это правило напрямую касается времени посадки овощей. Если вы хотите, чтобы ваш огород давал плоды, необходимо знать наиболее благоприятный момент для посадки и сбора урожая.

Спаржа: сажать в марте. Собирать в мае.

Баклажаны: сажать в марте (на солнечном участке). Собирать в августе.

Свекла: сажать в марте. Собирать в октябре.

Морковь: сажать в марте. Собирать в июле.

Огурцы: сажать в апреле. Собирать в сентябре.

Лук: сажать в сентябре. Собирать в мае.

Лук-порей: сажать в сентябре. Собирать в июне.

Картофель: сажать в апреле. Собирать в июле.

Помидоры: сажать в марте. Собирать в августе.

[Фаланстер Фурье]

Шарль Фурье был сыном суконщика и родился в Безансоне в 1772 году. Во время революции 1789 года он проявляет удивительную озабоченность судьбами человечества. Он хочет изменить общество. В 1796 году он излагает свои проекты членам Директории, которые смеются ему в лицо. Вынужденный работать в торговле, Шарль Фурье тем не менее каждую свободную минуту посвящает своей страсти - поискам способа построения идеального общества, которое он описывает во всех деталях в многочисленных книгах, в частности в "Новом общественном и индустриальном мире".

Утопист считает, что люди должны жить маленькими сообществами из тысячи шестисот - тысячи восьмисот членов. Сообщество, которое он называет фалангой, заменяет семью. Если нет семьи, нет и родственных связей и давления авторитетов. Численность правительства сведена к самому строгому минимуму. Важные решения принимаются в один день сообща на центральной площади. Каждая фаланга живет в доме-городе, который Фурье называет "фаланстером". Он очень подробно описывает свой идеальный фаланстер: это замок в три - пять этажей. На первом уровне улицы летом омываются струями воды, зимой обогреваются огромными каминами. В центре города стоит Башня порядка, где находятся обсерватория, куранты, телеграф Шаппа, ночной охранник. Шарль Фурье считает, что по истечении веков гармонии у каждого жителя фаланстера, как у солярийцев, обитателей "солнечного шара", появится новый член, сверхрука: "Эта рука, плод гармонии, будет настоящим, растущим из копчика хвостом необычайной длины с 144 позвонками. Она будет подниматься и доставать до плеча..."

Ученики Фурье строили фаланстеры даже в Аргентине, Бразилии, Мексике и Соединенных Штатах.

Во Франции в 1859 году Андре Годэн, изобретатель обогревательных печей, вдохновленный идеями Фурье, тоже организовывает сообщество. Две тысячи сто человек живут вместе, изготовляют печи и делят прибыль. Но держалась система только на патерналистском авторитете семьи Годэн.

 

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Купить в интернет-магазинах книгу Бернарда Вербера "Энциклопедия относительного и абсолютного знания":