Бернард Вербер
Энциклопедия относительного и абсолютного знания
29-я страница |
[Сверчки в метро]
История парижских сверчков начинается в 1900 году. Никто не знает, каким образом они оказались в Париже. Наверное, тайно путешествовали в ящиках с овощами или специями. Попав в столицу, наши сверчки, как и полагается провинциалам, растерялись. Большинство из них умерло от голода. Выжившие поселились в самых теплых местах: в пекарнях булочников и на кухнях наших бабушек. А самая маленькая группа открыла Землю Обетованную: парижское метро. На уровне земли, между рельсами, из-за трения колес царит действительно тропический климат. Балласт в виде насыпи хранит высвобождаемое рельсами тепло. Температура между рельсами в четыре-пять часов утра составляет двадцать семь градусов по Цельсию, а с восемнадцати до двадцати трех часов - тридцать четыре градуса. Сверчки питаются крошками, мусором, промасленными бумажками, шерстяными обрывками и даже окурками, упавшими на насыпь. Между рельсами самцы стрекочут, привлекая внимание самок. Когда те приближаются, самцы начинают соревноваться в пении. Стрекочущие громче всех обращают соперников в бегство. Если плохие певцы не уходят сами, может дойти и до лапкопашной. Затем самец и самка ждут прибытия состава. Они забираются под реостат вагона, туда, где воздух просто раскален до предела, и предаются своим жарким играм. Сейчас они наиболее многочисленны, и заметить их проще всего на станции Сент-Огюстен. Боятся сверчки только двух вещей: пауков, плюющихся клеем (Scytodes), и забастовок, во время которых рельсы остывают.
[Китайская поговорка]
Если кто-то поступил с тобой дурно, не пытайся ему отомстить, сядь на берегу реки, и вскоре ты увидишь, как мимо тебя по воде проплывет труп твоего обидчика.
[Инопланетяне]
Самый древний западный документ, свидетельствующий о появлении инопланетян, приписывается Демокриту и датируется IV веком до н. э. В нем говорится о встрече земных и внеземных путешественников на какой-то планете, находящейся среди звезд. В III веке до н. э. Эпикур отмечает, что было бы вполне логичным предположить, что где-то есть другие миры, населенные подобными людям существами. Эти слова впоследствии навели Лукреция в поэме "De nature rerum" на мысль о возможности существования народов, не являющихся людьми и живущих далеко от Земли.
Реплика Лукреция не прошла незамеченной. Аристотель, а позже и святой Августин попытались доказать, что Земля является единственной населенной живыми существами планетой и другой существовать не может, поскольку такова воля Бога.
Двигаясь в том же направлении, папа Иоанн XXI в 1277 году назначил смертную казнь тому, кто упомянет о возможном существовании других обитаемых миров. Философ Джордано Бруно был отправлен на костер за высказывание среди прочих и этой мысли, и нужно было ждать четыреста лет для того, чтобы инопланетяне перестали быть темой табу. В 1657 году Сирано де Бержерак описывает "Комическую историю штатов и империй на Луне". Фонтенель возвращается к этой теме в 1686 году в "Размышлениях о множественности миров", а Вольтер в 1752 году - в "Микромегасе", где одним из героев произведения является карлик, прилетевший как турист с Сатурна на Землю.
В 1898 году Герберт Уэллс лишает инопланетян антропоморфизма, придав им в "Войне миров" облик устрашительных монстров, похожих на спрутов, оседлавших гидравлические домкраты. В 1900 году американский астроном Персивал Лоуэлл объявляет о том, что видел оросительные каналы, являющиеся доказательством разумной жизни, на поверхности Марса.
С тех пор термин "инопланетянин" потерял свою фантасмагорическую окраску. Но должен был появиться Стивен Спилберг с его "И-Ти" для того, чтобы слово "инопланетянин" стало синонимом приемлемого партнера.
[Янычары]
В 1329 году султан Орхан создал особый род войск, названный янычарами (от турецкого "ени-чери", "новая милиция"). Армия янычаров отличалась одной особенностью: в ее состав входили только сироты. Турецкие солдаты, грабя армянские или славянские деревни, забирали совсем маленьких детей и отвозили в специальную военную школу, воспитанники которой были полностью отрезаны от внешнего мира.
Обучаясь только военному искусству, эти дети становились лучшими солдатами в Оттоманской империи и без зазрения совести разоряли деревни, в которых жили их настоящие семьи. Ни разу янычарам не пришло в голову принять сторону родителей и отомстить своим похитителям. Но их возрастающее влияние внутри турецкой армии в конце концов встревожило султана Махмута II, который, боясь военного переворота, в 1826 году уничтожил янычаров и сжег их школу.
[Карма лапшой]
Мне пришла в голову странная идея. А вдруг время не линейно, а идет "лапшой". Периоды времени не следуют друг за другом, а наслаиваются. В этом случае мы живем не в сменяющихся воплощениях, а одновременно и в одном, и в другом воплощении. Быть может, мы проживаем одновременно тысячи жизней в тысяче разных эпох в прошлом и будущем. И то, что мы принимаем за регрессию, на самом деле лишь осознание существования этих параллельных жизней.
[Лаборатории]
В научных журналах говорят лишь об успешных научных экспериментах. А надо бы сообщать и о тех, которые не удались. Не имея информации, другие ученые бесконечно повторяют опыты, не подозревая о том, что они обречены на провал.
[Шахматы]
Предком игры в шахматы, в карты и даже в домино является одна-единственная игра: игра шатуранга (санскритское слово). Самое древнее упоминание об этой игре встречается примерно за тысячу лет до нашей эры, считается, что зародилась она на юге Индии.
Игра представляла собой что-то вроде шахмат для четверых игроков. Каждый играл в своем углу. Для того чтобы узнать, чья очередь ходить, бросали кости. Кубики на плоскостях имели изображение символов четырех основных каст Индии.
Касту священнослужителей символизировала ваза, военных - меч, крестьян - колос или палка, торговцев - монетка.
Каждый цвет подчинялся своей иерархии: визирь, министр, слон, башня, офицер и четыре пешки. Все это одновременно напоминает и шахматные фигуры, и карты. Затем касты трансформировались в цвета: палка стала трефами; монета - бубнами; ваза - червями; шпага - пиками. (Появление в шахматах ферзя - явление чисто западное. Пушка - китайское. Королеву придумали где-то во времена Христофора Колумба. Она олицетворяет собой право перемещаться во всех направлениях. На самом деле на Западе играют в испанские шахматы.)
Неизвестно, откуда появилось это разделение на четыре масти. Быть может, повлияли четыре азотсодержащие основы ДНК АТГЦ, запечатленные в глубине наших клеток.
[Пять этапов принятия смерти]
Элизабет Кабблер Росс, наблюдавшая за многими умирающими в их последние дни, отметила пять основных этапов, которые проходят люди, обреченные на смерть неизлечимой болезнью.
1. Отрицание: больной не приемлет свою смерть. Он требует, чтобы его жизнь продолжалась. Он говорит о своем возвращении домой после выздоровления.
2. Гнев: бунт. Он пытается найти виновного в создавшейся ситуации.
3. Торг: он просит отсрочки. У врача, у судьбы, у Бога. Он назначает даты: "Я хочу дожить до Рождества...".
4. Депрессия: исчезают все силы. Отречение от всего. Больной перестает бороться.
5. Принятие: в дополнение к паллиативному медицинскому уходу, умирающий просит окружить его самыми прекрасными картинами, хочет слушать самую хорошую музыку.
[Пирамида]
Пирамидальная форма обладает странными особенностями. Египтяне, а также ацтеки и майя заметили и использовали их.
Если поместить предмет в центр пирамиды, на две трети ее высоты, то он претерпевает изменения. Цветы засыхают, не теряя цвета. Мясо завяливается, но не гниет.
Для того чтобы у пирамиды появились такие свойства, в ее размерах должны соблюдаться строгие пропорции. Если высота составляет 10 единиц измерения, то основание должно составлять 15,70, а сторона - 14,94. То есть пирамида в 10 см высотой должна иметь сторону 14,94 см. Пирамида в 10 м высотой должна иметь сторону 14,94 м.
И каждая сторона пирамиды должна быть обращена к одной из сторон света.
[Последние встречи]
Когда человек умирает, но еще не похоронен, мухи, черви и клопы вьются у его изголовья, исполняя один и тот же танец. Первыми, как правило, являются мухи Calliphora, так называемые "синие мухи". Они лакомятся свежим мясом, затем откладывают яйца в щели нашего тела. Как только мышцы начинают разлагаться, мухи уходят, так как не любят ничего несвежего.
Эстафету перехватывают зеленые мухи (Lucilia), которые, напротив, обожают чуть подгнившую плоть. Они немного подкрепляются и тоже быстро закладывают основы для появления потомства. Потом появляются серые мухи (Sarcophaga), действующие таким же образом. Когда заканчивается атака первой эскадрильи мух, наступает черед жесткокрылых: сального кожееда и черного кожееда. Они начинают зачистку, которая позволит нашему телу вступить в цикл переработки в лоне матери природы. То есть они едят. Затем приходят маленькие мушки Piophiles, чьи жадные до брожения личинки встречаются также и в перезрелых сырах (вроде мюнстера или корсиканского). Последними являются двукрылые Ophyres, жуки-могильщики и крошечные паучки, каждый из которых съедает только то, что ему предназначено, и оставляет нетронутой долю следующего за ним.
Знакомство с этапами этого парада может оказаться весьма полезным в судебной медицине. Достаточно понаблюдать за действиями каждой группы "переработчиков" для того, чтобы узнать историю трупа. Если какой-то когорты "тружеников" не хватает, значит, труп передвигали, или помещали в ящик, или он находился под воздействием жары или холода.