Бернард Вербер
Тайна Богов
19-я страница |
- У меня есть мои читатели. Они знают меня, они знают правду.
- Берегитесь, Габриель. Поддержки читателей, как бы много их ни было, недостаточно, чтобы построить прочную карьеру. Хорошая репутация важнее таланта.
- Мой разум свободен.
- Остерегайтесь: сначала вы свободны, потом... одиноки. Я вас предупредил, - бросил Робер на прощание.
Я поклонился и дальше пошел один, в темноте, вдоль длинных проспектов столицы. Я думал о передаче.
Не может быть! Те же косные умы, с которыми в свое время столкнулся Жак Немрод... Неужели то, что происходит, то, что творится в литературе Петушии на Земле-18, так похоже на мир французской словесности Земли-1?
Я снова думаю о Дельфине.
Она волшебная.
Думаю о людях из студии "Синяя бабочка".
Ну вот, у меня появились первые воспоминания на Земле-18. Я веду здесь автономную жизнь, отключенную от событий Эдема.
Это похоже на каникулы, когда забываешь обо всех старых проблемах и живешь только новыми.
Я больше не отношусь к этим людям как к пешкам. Они впечатляют меня, приводят в восторг, беспокоят. Как равные.
Я всматриваюсь в лица. Полицейский, объясняющий кому-то дорогу. Пожилая женщина, медленно произносящая слова. Девушка с заплаканными глазами. Дети, взрывающие пистоны на краю тротуара, влюбленные, держащиеся за руки, останавливающиеся, чтобы поцеловаться. Нищий на коленях, с протянутой рукой, рядом табличка: "Помогите! Я голоден".
Вот что такое миллиарды смертных на Земле-18, которых прежде я видел с высоты небес.
Некоторым не нравится, когда я в упор смотрю на них. Я вижу плакаты с рекламой "5-го мира". Да, в рекламу этого проекта вложено немало. Как и в рекламу сигарет, машин, духов или фильмов.
Начинается дождь.
Я то и дело вспоминаю разные фразы, которые слышал в течение дня. "Тех, кто ошибается, много, но это не значит, что они правы". "Сначала вы свободны, потом... одиноки". Название моей книги: "Посуда в слоновьей лавке". Что это? Предупреждение?
Было бы забавно, если бы в этой книге говорилось о боге, попавшем в мир смертных, которые учат его жизни. Круг замкнулся бы. Я улыбаюсь своим мыслям.
В кармане я обнаруживаю пачку сигарет, закуриваю. Вдыхаю дым со смешанным чувством - это отрава, но она доставляет удовольствие.
Ноги несут меня сами, и я оказываюсь на темной улочке, где кишат подозрительные типы. Я замедляю шаг, пытаясь отыскать какой-нибудь бар, чтобы наконец сесть и пропустить стаканчик, но вдруг замечаю в витрине магазина "смешных ужасов" человека в бежевом плаще и черной шляпе. Он издали наблюдает за мной.
Я сворачиваю то в одну, то в другую улочку, чтобы проверить, следит он за мной или нет. Все это время человек в черной шляпе идет за мной по пятам.
Читатель, который хочет попросить автограф?
Религиозный фанатик?
Я останавливаюсь перед витриной магазина игрушек. Теперь этот человек может подойти поближе. Но он не делает этого. Он держится на довольно большом расстоянии от меня. Никаких сомнений, он преследует меня, и нужен ему вовсе не автограф. Он хочет убить меня.
Я бегу. Он бежит за мной.
40. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: АРТУР КОНАН-ДОЙЛЬ
Сэр Артур Конан-Дойль родился в 1859 году в Шотландии, в городе Эдинбурге. Совсем юным он создал в школе, где учился, газету, и публиковал там свои рассказы. Окончив учебу, А. Конан-Дойль стал врачом и должен был поддерживать семью, оказавшуюся в крайне бедственном положении из-за пристрастия его отца к алкоголю. Он начинает работать офтальмологом в Портсмуте, в двадцать шесть лет женится не сестре одного из своих пациентов. У него было двое детей.
Занятия медициной не могли заставить А. Конан-Дойля забыть о страсти к сочинительству, и в 1886 году он пишет "Этюд в багровых тонах", первую историю, главным действующим лицом которой становится некий Шерлок Холмс. Прототипом этого персонажа был один из преподавателей А. Конан-Дойля, доктор Джозеф Белл, хирург медицинского факультета Эдинбургского университета, который, прежде чем поставить диагноз, проводил настоящее расследование, пользуясь дедуктивным методом.
Журнал "Стрэнд мэгэзин" напечатал шесть рассказов А. Конан-Дойля и требовал новых. Чтобы отбить у журнала интерес к Шерлоку Холмсу, писатель запрашивает пятьдесят ливров, - чудовищный по тем временам гонорар, - и к своему великому изумлению, получает его. Так А. Конан-Дойль попадает в расставленную им самим ловушку: ему приходится оставить медицину ради литературы. Теперь он пишет исключительно о приключениях Шерлока Холмса, отводя себе роль доктора Ватсона, второстепенного участника блистательных расследований знаменитого сыщика, рассказчика, на которого похож даже внешне.
Однако Холмс начинает занимать слишком много места в жизни А. Конан-Дойля. Писатель начинает ненавидеть своего персонажа. Во время поездки в Швейцарию, куда А. Конан-Дойль повез жену лечиться от туберкулеза, он решает убить Холмса и пишет рассказ "Последнее дело Холмса". Герой погибает в Райхенбахском водопаде от руки своего заклятого врага, зловещего профессора Мориарти. Читатели немедленно отреагировали на смерть своего кумира. Они завалили А. Конан-Дойля письмами, умоляя воскресить Холмса. Даже мать писателя умоляла его спасти сыщика с Бейкер-стрит. На лондонских улицах появилось множество прохожих с черной повязкой на рукаве - почитатели Холмса носили траур. Вслед за просьбами посыпались оскорбления и угрозы, но А. Конан-Дойль не сдавался.
Он написал пьесу "Ватерлоо" и несколько исторических романов. Участвовал в местных выборах в Эдинбурге и не был избран. Он путешествует, работает врачом в Судане, в качестве хирурга военно-полевого госпиталя принимает участие в англо-бурской войне в Южной Африке. В 1902 году неожиданно для всех А. Конан-Дойль пишет новый рассказ о Холмсе, "Собака Баскервилей", действие которого происходит до гибели сыщика. И лишь через три года он наконец соглашается официально воскресить его в рассказе "Возвращение Шерлока Холмса" - писателю понадобились деньги на строительство нового дома. Успех был немедленным и оглушительным, что совершенно взбесило А. Конан-Дойля. Более того, он начинает получать письма, адресованные Шерлоку Холмсу. Писатель пытается мстить персонажу, делая образ Холмса все более мрачным, рассказывая о его пристрастии к наркотикам (морфию и кокаину). Сыщик становится все большим мизантропом.
В 1912 году А. Конан-Дойль создал нового персонажа, конкурента Холмсу - это профессор Челленджер, герой романа "Затерянный мир". Однако Челленджер так и не стал популярнее Холмса.
Потрясенный ужасами Первой мировой войны, А. Конан-Дойль увлекся спиритизмом (как и Виктор Гюго). В1927 году он опубликовал последний рассказ о Холмсе "Загадка поместья Шоскомб". А. Конан-Дойль умер в 1930 году от сердечного приступа. После смерти писателя, его сын Адриан Дойль написал "Новые приключения Шерлока Холмса".
Истории о знаменитом сыщике, курившем трубку, без конца переиздаются и попадают на киноэкран, клубов поклонников Холмса не счесть. Группа английских почитателей великого детектива утверждает, что у них имеются доказательства того, что Шерлок Холмс действительно существовал, а вот жил ли когда-нибудь на свете писатель А. Конан-Дойль, - это, по их мнению, довольно спорный вопрос.
Эдмонд Уэллс,
Энциклопедия относительного
и абсолютного знания, том VI
41. ДЕЛЬФИНА
Я бегу все быстрее. Он не отстает. Я сворачиваю в переулки и, наконец, прячусь в каком-то подъезде. Человек в бежевом плаще и черной шляпе проносится мимо.
Сейчас не время умирать от руки убийцы.
Я не уверен, что это не повредит мне. Думаю, боги, сослав меня сюда, сделали меня совершенно смертным.
Земля-18 - это конечная остановка моей души?
Чем я стану - обычным трупом, грудой остывающей плоти, гниющей и не способной к реинкарнации? Я выжидаю некоторое время, потом выбираюсь из укрытия. Кажется, путь свободен.
Сегодня вечером я не хочу оставаться один.
С кем же мне встретиться? Солена уж точно ждет меня. Но ее видеть я не хочу. Ищу карточку с адресом Дельфины и останавливаю такси.
Я нажимаю на кнопку домофона рядом с фамилией Камерер.
- Кто там?
- Это Габриель.
- Кто?
- Габриель Асколейн, "надоедливый писатель, который считает себя богом".
Мой честный ответ рассмешил ее.
- Вы знаете, который час? Даже бог не имеет права беспокоить смертных, когда они спят. Чего вы хотите?
- Откройте! После сегодняшней передачи меня преследует какой-то религиозный фанатик.
Она колеблется.
- Ну и прекрасно. Побегаете от него, разомнетесь.
- У меня действительно проблемы.
- Вы снова богохульствовали?
- Я просто говорил о "свободе иметь собственное мнение" в мире, где все думают одинаково.
Она все еще отказывается впустить меня.
- Я видела передачу. Вы выступили храбро. Мне не нравится ваше языческое отношение к богу, но в наших дельфиньих генах записано, что нельзя бросать человека в беде.
Раздается щелчок. Кодовый замок открывается. Я проверяю, не следит ли кто за мной, и проскальзываю в здание. Поднимаюсь на 33-й этаж. Дверь 103-й квартиры приоткрыта. Я вхожу.
Передо мной Дельфина Камерер в красном купальном халате, на голове красное полотенце. Похоже, она только что принимала душ.
- Я не мог оставаться один сегодня вечером. И еще мне кажется, что какие-то люди хотят убить меня. Скорее всего они поджидают меня около моего дома.
- Вы ужинали?
- Нет.
Она оставляет меня в гостиной. Здесь много книг, и все они об одном и том же - о дельфиньей религии. Одна, в роскошном переплете, похожа на Библию. На первой странице я читаю:
"Вначале было только море.
В море жили дельфины.
Когда появилась суша, дельфины выбрались на землю, ползали, а потом поднялись на ноги и стали ходить.
Так появились люди-дельфины.
Но некоторые из них тосковали по воде, и вернулись обратно в море.
С тех пор два дельфиньих народа - земной и водный - помогают друг другу.
Дельфины-дельфины, хранители тайн Океана, делятся с людьми-дельфинами мудростью.
Многие люди-дельфины забыли о том, что вышли из моря. Они стали людьми, и поклонились другим животным. Некоторые из них даже стали убивать дельфинов и осквернять море.
Первым человеком, который снова установил связь между народами моря и народами суши, была та, кого мы называем Матерью.
Эта женщина получила откровение о существовании древней священной связи между этими народами. Она вновь научила людей моря и людей суши разговаривать друг с другом".
Вот, значит, как люди на Земле-18 восприняли мое учение. Все отполировано, объяснено, сведено воедино так, чтобы и младенцу было понятно. Я прекрасно помню, как встретились дельфины-дельфины и люди-дельфины. Им, действительно, помогла женщина.
Но не так-то просто было вдохновить ее на это. Я вспоминаю первые партии игры Игрек, когда меня осеняло в последнюю минуту, и я выкручивался как умел, чтобы спасти нескольких выживших. Вспоминаю, как посылал сны медиумам, которые, как мне казалось, были способны вспомнить их, проснувшись. Но они забывали, понимали неправильно, истолковывали по-своему.
И все это, чтобы в конце концов появилась "Дельфинья Библия" - рассказ пешек о моей партии в божественной игре!
Дельфина возвращается. Теперь на ней синий свитер. Пока я читал, она разогревала еду на кухне. Она быстро накрывает стол скатертью, расставляет приборы, ставит передо мной тарелку с зелеными и желтыми овощами. Дельфина говорит, что она вегетарианка.
Я пробую. Все очень вкусно.
- Вы не можете остаться здесь на ночь, - предупреждает она. - Если вы боитесь возвращаться к себе, вам придется отправиться в гостиницу.
- Я думал, что дельфиньи гены велят вам предоставить кров тому, кто в беде.
- Гены генами, но у меня есть и собственные правила. Вы мужчина, я одинокая женщина. Я бы не хотела, чтобы кто-нибудь, пусть даже соседи, могли хоть в чем-то упрекнуть меня.
- Соседи следят за вами?
- Женщина, которая живет напротив, целыми днями торчит у дверного глазка. Можно подумать, что ее любимое занятие - наблюдать за всеми, кто проходит по коридору. Потом она подробно рассказывает соседям о том, кто во сколько пришел и ушел. У нас тут в основном живут пенсионеры.
Она передает мне специи, чтобы я мог приправить еду. Это не черный и не красный перец. Это желтый и оранжевый порошок. Я пробую. Вкус напоминает карри, который я ел на Земле-1.
- А если бы я решил соблазнить вас?
- Вы должны быть очень убедительным.
- Я изобрел вашу религию. Ну как, достаточно?
- Опять ваша мания величия. Я скоро начну верить тому, что о вас говорят.
- Перестаньте верить... Просто проверьте. Не каждый день смертному случается встречать бога.
Дельфина приносит с кухни прозрачное блюдо, которое держит толстой варежкой. Это похоже на лазанью с брокколи и соусом бешамель.
- Это не убедительно. Но я согласна подыграть вам. Продолжайте, а я буду говорить, набираете вы баллы или теряете.
- Баллы? Хорошо. Что, если я скажу вам, что мне очень нравится ваше ревностное отношение к моей религии?
- Это не "ваша" религия. Ноль баллов.
- Мне очень нравится философия дельфинов.
- Вот это уже проще. В качестве поощрения вы получаете один балл.
- А сколько нужно набрать, чтобы остаться здесь на ночь?
- Двадцать.
- Я хочу заняться с вами любовью.
- Это я уже поняла. Ноль баллов.
- Сами видите, за откровенность я ничего не получаю.
Она наливает мне вина. Смотрит на меня.
Вы говорите, что вы - "мой бог", и говорите только о себе. Или же говорите, что вы хотите меня.
Почему же вы ни на секунду не заинтересовались мной? Не задумались о том, кто такая Дельфина Камерер? Вы производите впечатление эгоцентрика, одержимого манией величия. Я и мания величия?!
- Вы же считаете себя богом? Да-да, у вас мания величия. Комплекс превосходства. Ваши родители, наверное, боготворили вас и баловали или же, напротив, совершенно подавляли, и вы теперь наверстываете упущенное, сами себя вознося на пьедестал.
- Послушайте, я не хотел вас...
- Мания величия - это заболевание, психбольницы набиты людьми, которые принимают себя за...
За меня.
- За нашего Господа.
Я пью вино. Дельфина пьет только воду. Она кажется мне все более привлекательной. А ведь вначале она даже не казалась мне красивой. Но время идет, час за часом, и мое представление о ней меняется.
- Так кто же вы, Дельфина Камерер?
- Прежде всего, вы должны знать, что моя вера имеет очень древние корни. Почти вся моя семья погибла во время Мировой войны. Меня взяла к себе тетка, которая долго скрывала от меня, кто я и какова моя религия. Когда же я все узнала, я погрузилась в дельфинью культуру, как другие ныряют в море. Я бросила свою прежнюю жизнь, оставила изучение информатики, и три года жила в дельфиньем монастыре.