Бернард Вербер

 



Бернард Вербер
Отец наших отцов

(en: "The Father of our Fathers", fr: "Le Pere De Nos Peres"), 1998

 

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |

 


22-я страница> поставить закладку

 

Оставив деревню Найбардад слева, они тормозят наконец возле бакалейной лавки (она же кафе-бар и трактир в одном лице). Вывеска гласит: "На краю света".

Они заходят внутрь. Мрачная атмосфера. Это место, без сомнения, тот самый обязательный этап, к которому ведет дорога всех уставших героев, где они могут доживать свой век в образе законченных алкоголиков. Из дешевого магнитофона звучит рок-композиция Ван Халена. "Извержение".

В углу два кинооператора торгуются с организатором фильмов про животных. За 50000 франков он предложил им сделать сюжет о том, как лев охотится на газель. Животные будут помещены в треугольный загон, чтобы газели некуда было мчаться, кроме как прямиком на камеру. Ей предварительно вколят дозу анестетика, чтобы она не слишком быстро бегала. Так как загон сужается, жертва будет обращена мордой непосредственно в объектив и этот даст возможность получить самую качественную замедленную съемку с минимальными затратами.

Один из кинооператоров спрашивает своего коллегу, не проще ли снимать настоящих, диких животных. Тот отвечает, что придется ждать неделями, пока не представится шанс оказаться свидетелями охоты.

- Все документальные фильмы делаются именно так, - рубит с плеча организатор, он же владелец загона, - в противном случае никто бы никогда не смог добиться замедленных кадров. На это уходит слишком много пленки.

Еще подальше, в глубине зала, группа браконьеров вытряхивает из мешков ножки крокодилов-младенцев, которые они рассчитывают сбыть туристам как брелки. Левее них расположились туземцы: некоторые из них играли в авале [*], в то время как другие спорили о политике Соединенных Штатов в Юго-Восточной Азии, прочитав об этом статью в старой газете, куда заворачивали рыбу.

Журналисты уселись за грязный стол, подальше от всех. Хозяин заведения был из племени кикуйю, носил очки с толстыми стеклами и крошечный фартук, выставлявший на всеобщее обозрение тоненькие ноги, засунутые в громадные шлепанцы. Он зачитал им список блюд с подозрительными названиями. Опасаясь, что под "изумительным диким цыпленком" скрывается, скорее всего, один из стервятников, которых они видели по дороге, под "рыбным филе в сухарях" - жареная гадюка, а под "зайцем по-охотничьи" - останки блудного пса, они предпочли заказать по паре теплого местного пива марки Castle Lager, которое и было им доставлено в липких стаканах. Пиво пошло на запивание таблеток хинина, чтобы подкислить кровь и тем самым избежать малярии. Так как Лукреция была очень голодна, она рискнула попросить порцию угали, своего рода пюре из вареного маиса, подаваемого вместе с кусочками мяса неопределенного происхождения (которые она тут же отложила в сторонку) и овощной смесью. Что же касается Исидора, то он в конечном счете остановился на спагетти с танзанийским чеддером и одном банане.

В зал вошла пара пастухов из племени барабайг, тащивших за собой козла. Лица их носили следы побоев. Над барабайгами, малочисленным племенем, живущим в округе Хаганг, часто измывается танзанийская полиция, которая задерживает их под любым предлогом, чтобы конфисковать вещи или наложить штраф.

Хозяин, не желавший раздражать своих посетителей, потребовал от барабайгов не рассиживаться попусту и есть побыстрее. Что и было исполнено.

Исидор показал начальнику заведения снимок Софи Элюан, который он "позаимствовал" из приемной мясокомбината: "Вы случайно не видели женщину, похожую вот на эту даму?" К великому удивлению и удовлетворению журналистов, тут же последовал ответ:

- Конечно. Это же Софи Элюан. Ее здесь все знают. Она часто сопровождает своего мужа, профессора Аджемяна, он сюда на раскопки ездит. Вы знаете, здесь так редко видишь белых, кто не занимается охотой, что поневоле их запомнишь.

Представитель кикуйю произносил некоторые слова, прищелкивая языком, на манер бушменов.

Он уточнил, что с тех пор, как эта женщина побывала "на краю света", прошло только два дня.

- Она была не одна, я полагаю? - подчеркнул Исидор. - Ее, наверное, сопровождал мужчина и они выглядели старыми знакомыми? Они очень торопились и были нагружены целой кучей научных инструментов, даже лопатами, не так ли?

Хозяин поинтересовался, с какой стати уважаемый клиент задает столько вопросов, когда он и сам уже знает все ответы.

- Нет, не все. Например, как звали того мужчину?

Хозяин заколебался, что делать, и тогда Исидор показал ему пачку танзанийских шиллингов. Две тысячи. Туземец сдался и, подтянув колченогий табурет, подсел к журналистам. Он был таким маленьким, что напоминал ребенка, затерянного среди взрослых. Лицо его, тем не менее, принадлежало человеку пожилому. Он накрыл банкноты ладонью.

- Этого типа зовут Анжи Ринзули, но он больше известен под кличкой "Порно-Тарзан".

По словам кикуйю, Ринзули был итальянским актером, который в один прекрасный день появился здесь на съемках дешевенького франко-итало-венгро-болгарского фильма, очередного римейка "Тарзана, повелителя джунглей". Фильм именовался "Тарзан против Фрейда". Ринзули пригласили сыграть роль из-за его физических данных, поскольку он смахивал на гориллу: крайне мускулистая грудная клетка и короткая шея. До этого он уже заработал себе определенную репутацию в кое-каких порнофильмах, в частности, "Двадцать тысяч милок под водяным" и "Белозадница и семь драчунов".

На ведущей женской роли в "Тарзане против Фрейда" была занята Стефания Дель Дука. Она была настоящей знаменитостью эпохи, в особенности известной за свои силиконовые груди, напоминавшие формой автомобильные фары, и пухлые губки, скопированные с диванных подушек. Вернувшись после съемок в Италию, эта актриса переквалифицировалась на ведущую телемагазина, где рекламировала достоинства всяческих бесполезных предметов, сюсюкая на голубых экранах.

Хозяин особенно хорошо знал историю про съемки "Тарзана против Фрейда", потому что сам принимал в них участие. Ему поручили небольшую роль: Бонго, Король пигмеев. Для кикуйю, даже с его укороченным ростом, это амплуа показалось слишком обидным. Он жалел, что дал согласие. По здравому размышлению он понял, что предпочел бы скорее сыграть Фрейда. Вот это было бы совсем другое дело: вживание в образ, шлифование композиции, словом, настоящий актерский труд. Увы, как режиссер, так и все остальные начальники решили пойти простым путем: сделать старого алкоголика Фрейдом, кикуйю - Королем пигмеев, типа с внешностью питекантропа - Тарзаном, а силиконовую итальянку превратить в Джейн.

Трактирщик фыркнул от негодования.

- Если бы режиссером был Феллини, уж он-то бы дал мне сыграть Фрейда. Или хотя бы Джейн. Но, естественно, как это всегда бывает у людей со слабым воображением, все обернулось полным фиаско.

- Что же произошло? - заинтересовалась Лукреция.

Хозяин горько констатировал, что, как оказывается, режиссер затеял весь этот проект с одной-единственной целью: переспать со Стефанией Дель Дука. Скоренько добившись своего, а именно, на третий день съемок, он потерял всяческий интерес к фильму. Он бросил свою труппу и бежал со Стефанией на сафари в Кению. Что же касается Ринзули, то, как гласит молва, он настолько был занят прыжками в воду и борьбой с каучуковым крокодилом, что не заметил, куда испарился кинооператор вместе со звукорежиссером и помощниками. Когда Ринзули вынырнул из воды, он обнаружил себя в полном одиночестве и без денег, причем исчезли даже его часы и ботинки, не говоря уже о нейлоновых плавках под шкуру леопарда.

С разбитым сердцем он предпочел остаться в джунглях, вдали от коварных людей, которые так его предали. Дикая Африка его околдовала. Понемногу, как и сам легендарный Тарзан, он научился жить среди зверей, а те приняли его в свою среду. Ринзули развлекал их, утрируя повадки человека.

- Какая удивительная актерская судьба! После неудачи перед людской публикой, когда он изображал из себя обезьяну, он познал успех перед обезьяньей аудиторией, корча человека.

В конечном итоге его реноме как комика пересекло рамки джунглей. В провинции все заговорили об изнуренном бледнолицем, проворным как обезьяна, который жил на деревьях. Французский кочующий цирк, проезжавший по тем местам, ангажировал его на сезон. Массу смеха под куполом шапито вызывала его пародия на стриптиз, когда он срывал свой обезьяний камуфляж и обнажал тело человека. Затем он прыгал по трапециям, испуская вопли бабуина. Вместе с труппой, под гром аплодисментов, он добрался до Дар-эс-Салама, столицы Танзании. Оттуда он вместе с цирковым караваном вернулся во Францию. Там он стал преподавателем-трапезистом, но школа его обанкротилась и он опять превратился в безработного. Софи Элюан, одна из лучших его учениц, представила Ринзули своему мужу, который и нанял его разнорабочим на палеонтологические раскопки.

- Эксперт по прыжкам с ветки на ветку,... - задумчиво пробормотала Лукреция.

Хозяин оказался одним их тех болтунов, которые, начав что-то рассказывать, уже не могут остановиться. И раз сейчас у него была внимательная аудитория - к тому же, хорошо платящая - он и не собирался бросать свое повествование на полпути. Заинтригованные тем интересом, который журналистский дуэт выказывал в сторону кикуйю, к их столику стали бочком притираться более или менее пьяненькие клиенты и тоже начинали прислушиваться к биографии Анжи Ринзули, попыхивая сигаретами и отхлебывая пиво.

- Для самого же палеонтолога знакомство с таким актером оказалось тем более ценной находкой, раз он знал джунгли лучше всякого туземца. Поначалу ученый регулярно приходил сюда вместе с женой и Ринзули. Но все больше и больше возникало впечатление, что профессор Аджемян оказался жертвой настоящего лихорадочного помешательства, считая, что он наконец-то наткнулся на сказочное сокровище.

- Профессор Аджемян был убит в Париже, - проинформировал Исидор.

Его визави задумчиво пригубил пива и заметил:

- У кикуйю есть поговорка: "За все сокровища одна цена".

- Здесь идет речь не о богатстве. Просто об ответе на один вопрос: "Откуда мы взялись?"

Хозяин и прилипшие к столу клиенты сообща залились смехом. Трактирщик подождал, пока не утихнет веселье, и самоуверенно заявил:

- Лично я отлично знаю, откуда появился человек.

- Откуда же?

Хозяин направился к стойке бара и вытащил из-под нее бутылку желтой, мутноватой выпивки, в которой плавал дохлый скорпион. Он налил своим гостям по стопке, от которой они не осмелились отказаться, но от нее исходил настолько едкий запах формалина, что журналисты предпочли не подносить ее слишком близко к губам.

Когда их хозяин выпил свою долю, Лукреция вытащила блокнот.

Согласно владельцу трактира, ученые вывернули все наизнанку. Вовсе не обезьяна превратилась в человека, а напротив, человек трансформировался в обезьяну. Он назвал свою точку зрения "ТЕОРИЕЙ ИНВОЛЮЦИИ".

Согласно кикуйю, в давние-давние времена были только люди. Потом кое-кому из них пришла в голову идея, что довольно глупо ходить на двух лапах, отбиваться от врагов дубинами и одеваться в шкуры животных. В общем, они стали развиваться в сторону обезьяны. Лицо удлинилось, они начали передвигаться на четырех лапах: ведь это намного более устойчивая поза. Стали обитать на вершинах деревьев, отлично спасаясь от хищников. Короче, они обрели счастье в более простой и естественной жизни.

- Доказательством такого хода событий является тот факт, что исследователи не раз находили скелеты предков человека, но никогда - я повторяю, никогда! - им не попадали в руки скелеты предков гориллы или шимпанзе. Племя кикуйю уже с давних пор считает, что будущее в том, чтобы стать обезьяной. Кстати, форма человеческого лица сама нам это подсказывает. У человека, пусть даже взрослого, лицо плоское, как у детеныша обезьяны, но зато по мере того, как примат взрослеет, его лицо заостряется. Так что человек - это биологический вид, который не эволюционирует, а инволюционирует.

Каждый посчитал своим долгом прокомментировать эту странную теорию. Один из браконьеров, убийца младенческих крокодилов, похлопал своего компаньона по плечу.

- Хочешь анекдот про первых людей? Короче, Адаму рай наскучил вот по сюда. И ему захотелось женщину. Бог ему говорит, мол, сделаю тебе одну. Будет она ну просто замечательная: и красивая, и нежная, и умная, и утонченная... За такую работу Бог потребовал от человека один глаз, руку, четыре пальца и правую коленку. Адам подумал и говорит: "А за одно ребро я что получу?"

Всеобщее веселье.

- "Инволюция"... Симпатичное словечко, - сказала Лукреция, записывая его в блокнот и не обращая внимания на шутки.

Хозяин допил свой "вырви глаз".

- Я в Европе видел кино, называется "Планета обезьян". Я не совсем все понял, но зато там очень хорошо показали, как однажды люди превратятся в обезьян разумных, грациозных и проворных.

9. ГРАЦИОЗНЫЕ И ПРОВОРНЫЕ

ОН скачет по веткам, выделывает в воздухе вольты, просто так, от удовольствия чувства полета.

ОН воспринимает свой позвоночный столб как лиану, которая то сгибается, то разгибается, позволяя его центру тяжести отыскать точку наилучшего равновесия.

Снизу на него глазеют восхищенные малыши.

ОН испускает небольшие крики, а затем, демонстрируя им, что они смогут вытворять, когда подрастут, ОН исполняет двойное сальто-мортале, в самый последний момент хватаясь за спасительную ветку. Дети начинают беситься от восторга.

ОН развлекается. Жизнь означает не только есть, убивать или быть убитым. Можно еще и поиграть.

10. ИГРА В ТРИ КАМЕШКА

Хозяин-кикуйю показал им направление, в котором ушли Анжи Ринзули и Софи Элюан, но когда журналисты попытались было тронуться с места на своем джипе, оказалось, что левая передняя шина лопнула. И запасное колесо тоже.

Исидор с решительным видом вернулся в таверну и, не обращаясь ни к кому в особенности, громко потребовал целую шину или, по крайней мере, заплатку. Зал откликнулся насмешливым гоготом. Здесь все знали, что целые шины и ремонтные наборы - вещь редчайшая. Ни за какие коврижки никто бы не захотел с ними расстаться.

 

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |
Купить в интернет-магазинах книгу Бернарда Вербера "Отец наших отцов":