Бернард Вербер
Отец наших отцов
31-я страница |
"Свиньи принадлежат к семейству Suidae. Сюда входят бородавочники, бабируссы, пекари и кабаны. Народная мудрость давно уже гласит, что "в каждом человеке прячется свинья". Так отчего же не поверить этой мудрости на слово? Ряд религий, в первую очередь иудаизм и ислам, запрещают употреблять в пищу свинину. Иудаизм, впрочем, так и не объяснил основания для такого запрета. Почему нельзя прикасаться к свиньям? Не потому ли, что они наши далекие предки? Тогда это превратилось бы в акт псевдоканнибализма. У людей древности не имелось никаких точных разъяснений на этот счет, они просто настаивали на строгом исполнении данного закона, не уточняя "почему" да "отчего".
В XVI-м веке некий отец-иезуит, вынужденный питаться людской плотью в период своего проживания среди одного из южноамериканских племен, отмечал, кстати, что "вкус точно такой же, как у свинины, ежели ее поджарить или, скажем, запечь".
Впрочем, д-р Ван Лизбет установила наше кровное родство другим путем. Через трансплантацию. Свинья суть животное, чьи пересаженные органы лучше всего поддерживаются человеческим организмом. Человек принимает свиную почку или сердце, хотя отторгает эти органы, если они взяты у шимпанзе. Точно так же, для помощи диабетикам применяется инсулин свиной, а не обезьяний.
И все же именно здесь, на берегах реки Олдувай, в этой дыре, куда я сам случайно провалился, открылись мои глаза. Здесь самец-примат очутился в заточении вместе со самкой-свиньей. Отчаявшиеся, навечно отрезанные от своих, они... занялись любовью.
Если следовать логике, то можно было бы поверить в генетическую несовместимость двух этих видов, потому что она наличествует в наши дни. Но что если в ту эпоху хромосомы еще не вполне застабилизировались? Все еще оставалось открытым окно для восприятия экзотических генов. Как бы то ни было, но эти двое породили гибридную тварь: получеловека-полусвинью. Я назвал этот феномен "сиамосвинским скрещиванием". Результат? Последыш адамопримата и евасвиньи. Считаю, что его уместно именовать каиногибридом. В любом случае, без сомнения именно он сумел выбраться из этой дыры".
Исидор прервал чтение и замер, уставившись в пустоту и пытаясь представить себе, на что была похожа эта зверюга. Сделать это было нелегко.
Лукреция обхватила голову, словно затыкая уши. Ее мучила мысль, что никак не следовало знать то, с чем они только что познакомились. От незнания всему миру было бы только лучше.
Все троица обменивалась взглядами, испытывая одновременно возбуждение и беспокойство за все те последствия, что влекло за собой столь неожиданное открытие. Скрипя сердцем, Исидор вновь принялся читать вслух:
- "... Этот гибрид, первый "набросок человека", должно быть, отличался поразительной внешностью, походя, вероятно, скорее на свинью, чем на обезьяну. Откуда же взялось у него потомство? Я полагаю, что в определенный момент адамопримат и евасвинья произвели на свет еще одного детеныша, на этот раз самку, которая присоединилась к своему брату, выбравшись наружу. Вместе они занялись..."
- Ага, вот видите: инцест, - подчеркнул Ринзули, довольный тем, что сумел унюхать семейный секрет.
- "... Однако явления подобного рода сложно воспроизвести, - продалжил Исидор, перейдя на следующую страницу. - По моему мнению, наш Каин, покинув родную пещеру, обнаружил огромный внешний мир, где приобрел себе множество подруг. Там он просто любострастничал с самками приматов, тем самым углубляя сиамские черты человека. Вот почему сегодня мы напоминаем скорее обезьян, нежели свиней..."
- Это еще как сказать, - вмешалась Лукреция, припомнив внешность Кристины Тенардье.
"... Но одна тайна остается. Почему я нашел в этой пещере останки гибрида, если он вылез наружу? На этот счет у меня есть гипотеза, которая влечет за собой еще одну логическую посылку. Я считаю, что, размножившись во внешнем мире, он стал испытывать ностальгию по своей семье. Каин, надо полагать, был образцовым ребенком, любившим своих родителей и не желавшим оставлять их в этой тюрьме. Он, соответственно, вернулся сюда, стремясь помочь им выбраться наружу и похвастаться своими достижениями в большом мире. К несчастью, в ходе одной из своих попыток по извлечению родителей из забвения, он сам сорвался вниз. Да вот только родители к тому времени состарились и уже не обладали достаточной силой, чтобы его подсадить к выходу. Все трое так и умерли здесь, но "экспериментальный образчик человека" уже был выведен на поверхность и распространился далее благодаря посредничеству одной самки-примата, оплодотворенной Каином.
Вот их гробница. Вот самая фантастическая из всех гробниц. Здесь покоятся Адам, Ева и Каин, изобретатели хомо сапиенса.
Впрочем, с точки зрения сохранности останков, она не идеальна. Над скелетами поработали кроты, растащившие кости по всем углам. От Адама остался лишь таз да кое-какие ребра. От Евы - нижняя челюсть и фрагмент коленной чашечки. Имеется еще ряд костей, которые мне не удалось идентифицировать, но они, несомненно, представляют собой просто остатки семейных обедов.
Что касается Каина, то я обнаружил практически полностью сохранившуюся кисть правой руки. И кисть эта служит доказательством правоты моих слов, ибо она напоминает... пятипалую свиную ногу!
Чтобы уберечь сию реликвию от погоды и хищников в ожидании вашего появления, я поместил ее в термостатированный бокс, где она будет совершенно обезопасена от атмосферных воздействий и недоброжелателей. Если вы разыскали это письмо, то разыскали и бокс. Откройте его..."
Лукреция откинула крышку. Действительно, взгляду ее предстали кости, завернутые в целлофан, защищавший их от плесени. Они в самом деле походили на пятипалую конечность. Но пальцы выглядели непривычно, поскольку заканчивались коническими когтями, напоминавшими миниатюрные остроносые башмачки.
- "... Сие суть ручица Каинова. Десница пятипалая. Полусвиная, получеловечья..."
Все по-очереди потыкали в нее пальцем.
"... Я убежден, что эта удивительная история записана где-то в глуби наших генов, а если задуматься дальше, то ссылки на нее есть и во всех мифах о происхождении человека. В той или иной степени.
Быть изгнанным из рая означает быть изгнанным с поверхности, изобилующей пропитанием. То, что Каина именуют волосатым, указывает на его сходство с обезьяной. Точно так же, многочисленные аллюзии на мир грязи, откуда явился человек, означают эту землистую расщелину, в которой он был заключен и откуда затем выбрался. Платон, кстати, прямо упоминает миф о пещере. А возьмите легенду о манне небесной? Она рассказывает о пище, падавшей в эту дыру откуда-то с небес. Я мог бы еще процитировать массу примеров из всевозможных религий и мифологий.
Выходит, и другие, помимо меня, знают или знали, но им никогда не доставало смелости сказать об этом прямо. Они повествуют об этом притчами, иносказаниями, символами, аллюзиями. Но настал день рассказа обо всем.
Настал день распространить это знание. Человек - потомок обезьяны И свиньи.
Такова моя тайна. Таково мое сокровище. Сейчас, кем бы вы ни были, вы - ЗНАЕТЕ. Надеюсь, этот мой завет попал в хорошие руки.
Благодарю за внимание.
Подпись: Пьер Аджемян".
Троица застыла в растрепанных чувствах. Взгляд Ринзули говорил о полном отсутствии какой бы то ни было мысли. Лукреция прокусила себе губу до крови. Все хранили молчание. Им хотелось узнать, что ж, теперь они знали.
Такова она - тайна отца наших отцов.
47. КАИН
ОН занимался любовью с НОВЕНЬКОЙ.
Девятью месяцами спустя НОВЕНЬКАЯ родила мальчика, ПЕРВОГО СЫНА.
ОН стал ОТЦОМ.
ОНА стала МАТЕРЬЮ.
ПЕРВЫЙ СЫН сразу же проявил себя гибким и подвижным. Сообща они пытались выкарабкаться, вставая друг другу на плечи: снизу МАТЬ, а сверху ОТЕЦ, вытягивающий руку с ПЕРВЫМ СЫНОМ на ладони. Но им недоставало еще многих десятков сантиметров, чтобы выбраться на свободу.
В последующие месяцы ОТЕЦ не раз подкидывал ПЕРВОГО СЫНА, но тот все еще был слишком мал.
Нужно было найти другой путь. МАТЬ предложила сделать еще одного ребенка.
48. ДОИГРАЛИСЬ
Лукреция первой прервала тишину:
- Сейчас я понимаю, почему профессор Аджемян начертил букву "эс" на зеркале. Не для указания на своих убийц, а для разглашения - в последние минуты жизни - правды о недостающем звене: "эс" от слова "свинья".
"Теперь ясно, что он не мог больше работать с Софи Элюан. Мясоторговка профинансировала исследования, приведшие к открытию нашей свинской родословной!"
- И поэтому ученые, проинформированные о теории Аджемяна, отказались за ним последовать, - подхватил Каценберг. - В роли предка человека, свинья действительно слишком... смехотворна.
Вдвоем они принялись заново, более тщательно, перечитывать манускрипт. Поглощенные этим занятием, они не заметили, как Ринзули тихонько отошел в тень вместе с ящиком и его драгоценным содержимым о пяти пальцах. Когда журналисты обратили внимание на его исчезновение, было уже слишком поздно. Без малейшего шороха или поскрипывания лианы, могущих отвлечь их от чтения, акробат выбрался на поверхность. Там он отвязал этот импровизированный трос, чтобы не дать своим компаньонам возможности последовать за ним. И теперь, напряженно выпрямившись, он стоял на краю, прижимая ящик к груди.
Они также отметили, что второй рукой актер опирался на винтовку.
- Анжи, что это вы затеяли? - воскликнула девушка.
Коренастый силуэт затмевал солнце, угрюмой тенью вырисовываясь на фоне голубоватого неба.
- Сожалею, друзья мои, но всю свою жизнь я был сплошной посредственностью, актером-неудачником, акробатом-неудачником, авантюристом-неудачником. Самое время взять реванш у судьбы. Профессор Аджемян мертв и нам троим попало в руки его научное наследие. Троим, другими словами, на два больше, чем надо. А посему я вынужден вас тут оставить. Никакой враждебности или антипатии я к вам не питаю. Это общество виновато, что у меня никогда не было возможности расправить крылья. Но вот сейчас появился уникальный шанс сделать нечто важное.
Он встрепенулся, как петух.
- Один последний вопрос, Анжи, - крикнула Лукреция. - Это вы убили Аджемяна?
Актер склонился над дырой и высоким, чистым голосом произнес:
- Нет, я был его другом. Он поручил мне продолжить его труд и у меня есть все намерения так и сделать.
- А обезьяна, охотившаяся на членов клуба "Откуда мы взялись"? Ваших рук дело? - спросил Исидор.
Ринзули уступил. Какой смысл теперь скрывать? Незадолго до гибели профессора он получил от него письмо, в котором Аджемян просил его напомнить каждому из членов клуба о взятых на себя обязательствах. Когда профессора не стало, Ринзули их всех соответственно предупредил, переодевшись проказливой обезьяной, вызывавшей скорее страх, чем причинявшей зло. Всем им он дал понять: "Не будьте заложниками своих фальшивых воззрений. Не забывайте об истинном недостающем звене. Не забывайте о своем обещании Аджемяну, что если приключится с ним несчастье, вы будете должны всем раскрыть его секрет". Действуя исключительно из дружеских чувств к профессору, Ринзули стремился встряхнуть этих мудрецов, ограниченных стенками лабораторий и неспособных видеть дальше своих классических и ошибочных теорий.
Неоднократно бывав на заседаниях клуба, Ринзули отлично знал любимый конек каждого из членов. Но несмотря на его эффектные появления в образе примата, никто и пальцем не пошевельнул, чтобы пойти по стопам профессора. Никто не отправился в путь по дорогам Танзании. Ринзули был крайне разочарован такой трусостью.
Члены клуба отлично знали о теории обезьяны-гибрида, но каждый отказался стать первым, кто раскроет секрет миру. Все ждали, когда на это решится кто-нибудь другой. Что же касается Ринзули, то он был всего лишь цирковым акробатом, да к тому же бывшим порноактером, так что кто мог принять его всерьез, если бы он провозгласил истину, не подкрепленную доказательствами?
Чувствуя, что его уже тошнит от всех этих иллюзий, окутывавших мир науки, он решил прибегнуть к последнему средству и похитить Софи Элюан. Может быть, его бывшая ученица-акробатка окажется более открытой для истины, нежели все эти косные мандарины, именующие себя крупными учеными?
Оказалось, что человек-обезьяна не ошибся. Когда он в самолете рассказал обо всем, что произошло, Софи немедленно поняла, что к чему. Она проявила больше смелости, если даже не любознательности. Ринзули к тому же понимал, что хоть у Софи и не достает того научного авторитета, как у других членов клуба, она, по меньшей мере, обладает достаточными средствами, чтобы обеспечить самый сильный резонанс, раскрыв научное завещание профессора Аджемяна.
Он показал на ящик, хранивший в себе лапу о пяти пальцах.
- Но сейчас, когда ДОКАЗАТЕЛЬСТВО есть, все будет по-другому.
Он в последний раз наклонился над дырой и, прежде чем отправиться в путь, вместо прощания подмигнул левым глазом и сказал:
- Ну и напоследок маленький совет: живите счастливо, поджидая смерть.
49. АВЕЛЬ
ВТОРОЙ СЫН отличался от ПЕРВОГО. Меньше шерсти, меньше обезьяньих черт, больше от свиньи.
ОТЕЦ и МАТЬ подумали, что если они сделают еще детей, то обнаружат новые промежуточные варианты между своими генетическими характеристиками.
В ожидании главного часа они занимались воспитанием ВТОРОГО СЫНА, готовя его к великой миссии: вылезти, наконец, наружу и выйти в свет большого мира.
50. КАМЕННАЯ ТЕМНИЦА
Исидор с Лукрецией сидели на самом дне дыры, опершись спинами о каменные стены.
- Вот ведь невезенье: торчать здесь, когда мы наконец-то добрались до цели! - огорчалась девушка.
- Мы все же не в таком безнадежном положении, как Адам и Ева, когда они сами оказались заточены в этой карстовой пещере. За нами пять тысячелетий технологии и проницательности, таящейся в тысяче шестистах кубических сантиметров нейронов.
Чтобы лучше продемонстрировать свою правоту, Исидор вывалил на землю содержимое их заплечных мешков и молниеносно провел инвентаризацию.
- Так и что же таится в вашей голове, уважаемый хомо сапиенс? - поинтересовалась Лукреция.